О платных парковках
платные парковки авто Калуга город транспорт
В последнее время ведется много разговоров о введении платной парковки на центральных улицах нашего города. Власти публикуют примерную стоимость часа парковки и список улиц. Редакция газеты проводит опрос среди жителей города на тему хотят ли они эту платную парковку. Но ни первые, ни вторые не пытаются объяснить горожанам цель введения этой непопулярной экономической меры. Отсюда вполне предсказуемый результат опросов и вполне предсказуемые комментарии к новостям: «Это плата за воздух!», «С какой стати то, что раньше было бесплатно, теперь будет платным» и так далее в таком духе.
Попробую кратко объяснить суть. Все мы люди образованные, и понимаем, что если что-то нужное раздавать бесплатно, то возникнет в лучшем случае большая очередь, а то и давка из желающих это бесплатное получить. Однако, если за это «нужное» ввести хотя б символическую плату, то желающих получить ее станет меньше. Чем больше плата, тем меньше желающих. Это так называемый «закон спроса и предложения», который был выведен еще в XIX веке, и который изучает всяк, кто изучает экономику.
В случае с парковками на улице города вполне очевидно, что парковочное место — объект спроса. Количество же парковочных мест — это предложение. Что происходит сейчас? Предложение ограничено. Спрос большой. Люди едут на работу на машине, потому что это бесплатно и комфортно. Каждое утро тысячи автомобилей одновременно едут в центр и каждый вечер эти же автомобили одновременно едут из центра. И весь рабочий день они бесплатно стоят, бесплатно занимая парковочное место на улице. И если увеличить предложение, расширив улицы и построив новые бесплатные парковки, то это лишь увеличит комфорт от поездки на личном автомобиле, и хотя сначала увеличение количества парковочных мест даст эффект, со временем еще бОльшее количество людей будет приезжать пользоваться этими парковками, что приведет к еще большим пробкам на наших нешироких улицах, которые расширять бесконечно просто невозможно.
Что произойдет, если аренда парковочного места станет 1 рубль в час? Практически ничего не изменится, ведь отдать 9 рублей за рабочий день за парковку — это совершенно ни о чем. А что произойдет, если аренда станет 35 рублей? Тогда каждому сотруднику офиса, приехавшему на работу на личном автомобиле, придется отдать 270 рублей в день (8 часов рабочего дня плюс обед). Это уже ощутимая стоимость, чтобы подумать, а не пересесть ли на троллейбус. Что произойдет, если аренда парковочного места станет равна 200 рублей в час? Тогда стоимость стоянки в течение рабочего времени будет равна 1800 рублей. Желающих воспользоваться такой парковкой в течение всего рабочего дня уже практически не останется, и улицы города вообще освободятся от припаркованного транспорта (при жестком контроле, конечно).
Задача введения платы за парковку — обеспечить такую наполняемость парковок, чтобы в любое время гарантированно было свободно некоторе количество парковочных мест (допустим, 20-30% от общего числа). Несомненно, наполняемость будет зависеть от спроса в конкретном месте. У какого-нибудь торгового центра спрос выше, а на соседней улице — ниже. И по-хорошему, конечно, плата должна быть дифференцированной. В нашем городе, впрочем, улица Кирова и прилегающие к ней улицы сейчас забиты примерно одинаково полностью.
Таким образом, плата за парковку — это не плата за воздух, а экономическый рычаг регулирования спроса и предложения. И в данном случае получаемая прибыль — это не прибыль в чистом виде, а побочный эффект регулирования. Можно было бы собирать оплату за парковку конфетами и шоколадками. Тем не менее, знать о том, на что пошли вырученные за парковку деньги, было бы крайне полезно. Впрочем, этот вопрос уже о другом.
Как платные парковки помогут в борьбе с пробками? Очень просто. Если тысячи горожан поедут в центр не на своем личном автомобиле, а на общественном транспорте, то и машин на улицах станет меньше.
И тут я предвижу шквал гнева от тех, кто скажет, что с таким общественным транспортом, как у нас, лучше стоять в пробке, чем мерзнуть на остановке, а потом потеть в тесном ПАЗе. И я соглашусь с этими людьми. Действительно, задача наших чиновников организовать работу общественного транспорта так, чтобы пересаживание в него происходило не в муках и страданиях. И осовремениванием способа оплаты проезда тут не обойтись. Уже писалось ранее о едином поминутном расписании транспорта на каждой остановке и возможности пересесть с троллейбуса одного маршрута на автобус другого в течение действия билета. Буквально: мы должны потребовать от властей организовать это, иначе вся идея платных парковок пойдет насмарку.
Насчёт комфортно - да, насчёт бесплатно...Вы цены на топливо видели? А аммортизацию учли? Кроме того, для меня, например, личный транспорт - ещё и экономия времени. Дважды в день тридцать километров (туда и обратно.) Полчаса на машине - или полтора на общественном транспорте с двумя пересадками.