IPB Style© Fisana

Перейти к содержимому


Важное объявление

Для входа в блоги воспользуйтесь логином и паролем, который вы используете на www.kp40.ru

Обращаем ваше внимание, что личные блоги хоть являются личным пространством его владельца, и он волен устанавливать в нем свои порядки, но они должны подчиняться следующим общим для всех правилам:
  • запрещен мат, скрытый мат, грубые и бранные слова в заголовках блога, тегах и в первых 400 знаках текста;
  • запрещены любые нарушения законодательства РФ и сообщения, призывающие к его нарушению;
  • размещение коммерческих блогов, блогов компаний, общественных и/или политических движений, объединений и организаций осуществляется только через отдел интернет-продаж.
Если вас не устраивает чья либо манера общения в вашем блоге, вы можете самостоятельно запретить любому из читателей оставлять в нем комментарии. Как это сделать подробно рассказано здесь: Ограничение комментирования или "Черный список"





Фотография
* * * * * 2 голосов

Психология вождения: почему мы так ездим?

Написано Darth Vader , 09 сентября 2014 · 26 960 Просмотров

дороги ПДД конфликт хамы пробки ДДД ППП
Психология вождения: почему мы так ездим? Очередная интересная статья об отношениях на дороге. Надеюсь, она будет полезна для вас и ваших нервов.
Тем более, что в последнее время читатели сайта всё больше внимания уделяют этим взаимоотношениям и стараются найти пути решения конфликтов на дорогах.

Почему на дороге столько хамов? Почему одни нарушают правила, а другие молча стоят в пробке? Попытаемся разобраться.

Сегодня мы начинаем одну из самых важных тем по безопасности. Речь пойдет о психологии участников движения. Каждый водитель знает ПДД и понимает, к чему может привести пренебрежение техникой безопасности. Но при этом выезд на дорогу почему-то превращается в стресс, а агрессия водителей превышает все мыслимые пределы. Почему? Ответ на этот вопрос мы собираемся дать в цикле публикаций о психологии вождения.

В данной статье мы не будем спорить, что-то доказывать и навязывать какую-то точку зрения. Мы приглашаем к диалогу каждого читателя. Всех. ЛИЧНО ВАС! Мы хотим сделать дороги страны безопаснее, но без вашей помощи ничего не получится. И, прежде всего, просим воспринять информацию ниже как разговор по душам.

Думаю, вы неоднократно замечали, что поведение многих людей резко меняется, когда они садятся за руль. Вроде бы, только что был нормальный человек, здоровался и смеялся со всеми, как буквально за несколько минут за рулем он превращается в настоящее чудовище, хамящее окружающим. Почему так происходит? Попытаемся рассмотреть этот вопрос подробнее, ведь на Западе понятием «Дорожная ярость» или Road rage всерьез занимаются целые институты!

Но для начала вспомните вашу последнюю конфликтную ситуацию на дороге. С кем она произошла? Кто был за рулём — мужчина или женщина? Каким автомобилем управлял ваш «обидчик»? Запомнили ли вы марку, модель и цвет? Возможно, по номерам вы поняли, что водитель был из другого региона? Или он явно отличался социальным статусом? А может, это вообще был пешеход?

Вспомнили? Скорее всего, ваше описание состояло из каких-то характерных отличительных факторов, причем есть очень большие сомнения, что вы сердились на водителя того же пола, той же национальности, который к тому же ехал в точно такой же машине, как у вас...

ПРИЧИНА ПЕРВАЯ: СВОИ И ЧУЖИЕ

Так уж устроен человек, что мозг подсознательно делит людей на «чужих» и «своих» — эта функция досталась нам от далеких предков, когда появление представителя иного племени могло привести к печальным последствиям. Но ошибочность подобных выводов в современных условиях легко подтверждается логикой. Ведь если какой-либо водитель обладает каким-либо признаком, это еще не означает, что другой водитель с такими же признаками будет вести себя точно так же.

Изображение

Но почему же мы делаем столь поспешные выводы, едва завидев автомобиль той или иной марки, увидев за рулём женщину или, возможно, человека в кепке? Как пишет в своей книге «Трафик. Психология поведения на дорогах» известный американский ученый Том Вандербильт, причина столь стереотипного поведения на дорогах связана с тем, что у нас слишком мало информации об окружающих нас людях. Мы полагаемся на стереотипы, как на некие «ярлыки сознания», помогающие нам найти смысл в действиях окружающих в условиях, когда у нас просто нет времени на тщательную оценку.

Вернемся к нашему конфликту. Возможно, развязкой вашей неприятной ситуации стало то, что вы громко выругались за рулём. Никто не подсчитывал, насколько больше человек начинает ругаться во время управления автомобилем, но совершенно очевидно, что стрессовая ситуация способствует такому поведению. Однако и этот фактор имеет психологическое объяснение.

ПРИЧИНА ВТОРАЯ: АНОНИМНОСТЬ И «ЧУВСТВО ЗАЩИЩЕННОСТИ»

Речь идет об анонимности — согласитесь, мало кто из вас, будучи пешеходом, начнет орать на пожилого человека, который слегка замешкался на дороге. Но, находясь в машине, мы чувствуем себя абсолютно защищенными от социума, и наше бессознательное тут же позволяет делать весьма странные вещи с точки зрения морали.

Изображение

А в большом городе анонимность действий только увеличивается! Психологами доказано, что общественная мораль в деревнях гораздо выше просто из-за меньшего количества населения: в случае какого-либо происшествия о нем быстрее узнают, в то время как в городе человек постоянно сталкивается с людьми, которых он видит в первый и последний раз в жизни.

Эта же тотальная анонимность приводит и к более безответственному вождению. «Нарушу по-быстренькому, все равно никто не видит», — именно так обычно думает типичный нарушитель. Как ни странно, положительную роль по снижению анонимности и повышению безопасности на дорогах играет... запрет тонировки. Ведь нарушать, ловя на себе десятки недобрых взглядов, гораздо труднее, чем делать это, скрывшись за ширмой тёмных стекол. Что же касается ругани, как способа «выпустить пар», то и тут не все однозначно. «Если человек ругается наедине с самим собой, то, наверное, дает выхлоп эмоциям, — поясняет заведующий отделом клинической психологии Научного центра психического здоровья РАМН Сергей Еникопов. — Но если ругань услышат окружающие, то это, конечно, может привести к конфликту. А их мы видим регулярно, и заканчиваются они драками или еще чем похуже. Поэтому нужно понимать, когда можно ругаться, а когда — нельзя».

Изображение
«А что делать, если видишь, как нарушают, но не можешь привлечь автохама к ответственности?», — спросит добропорядочный автолюбитель. Во многих странах этот вопрос решили силами самих граждан. К примеру, в США действует так называемый «Соседский дозор» — программа, согласно которой жители незамедлительно информируют полицию о подозрительных личностях или действиях, причем нарушения ПДД к ним тоже относятся. Схожие программы есть и в Европе. В России же пока только обсуждается возможность привлекать водителей к ответственностям по записям с видеорегистраторов. Убеждены — это единственный возможный выход из данной ситуации, ведь надеяться, что навести порядок на дорогах можно исключительно силами ГИБДД без активного гражданского участия, по меньшей мере, наивно.

Влияет на наше поведение и «чувство защищенности», которое дает автомобиль. И чем он крупнее, тем оно выше. «Машина создает у водителя искусственную ситуацию, когда ему кажется, что за рулем безопасно, — рассказывает Сергей Еникопов. — Ему кажется, что он надежно защищен в своем собственном мире. Плюс, автомобиль — это сам по себе очень мощный маскулинный символ. Не случайно же люди стараются купить автомобиль больше, мощнее, крупнее. И когда человек сталкивается на дороге с какими-то проблемами, попадает в сложные ситуации, то возникает неприятная ситуация уязвимости. Такому водителю даже может показаться, что пешеходы специально медленно идут, чтобы его как-то обидеть, задеть».

ПРИЧИНА ТРЕТЬЯ: ПРОБКИ

Но нарушения правил — не единственная причина конфликтов на дороге. Не меньше мы раздражаемся из-за пробок. Злость из-за того, что несколько железных «коробок» стоят плотно друг к другу, может показаться странной и даже нелепой. Однако современный человек зачастую приходит в ярость. Почему?

Изображение

Опоздания на работу, сорванные договоренности, не состоявшиеся свидания и просто потерянное время — это не собственно причина раздражения за рулем, а лишь последствия пробки. А вот поводы для раздражения схожи с теми, что возникают... в обычной очереди. Становясь в очередь, например, в банке или поликлинике, мы не можем оценить, сколько времени придется потратить. Что будет делать этот клиент? Хочет ли он оплатить одну квитанцию или у него целый ряд вопросов? Как долго пробудет у врача пациентка — пять минут или полчаса? Мы лишены информации! Причем чем ближе наша очередь, тем больше её важность для нас, ведь мы стоим уже давно. «Куда прёшь, я здесь уже час торчу!», — вам это знакомо? Раздражение нарастает вместе с приближением к заветной цели, хотя, казалось бы, все должно быть ровно наоборот. Точно так же происходит и в пробках, особенно если перед тобой большой автомобиль, и ты не видишь, что происходит впереди.

«Да что там все уснули что ли, зеленый свет давно!», — кричит житель мегаполиса на тех, кто слегка замешкался. Через полминуты, когда он занял «поул-позишн» у стоп-линии, картина меняется. «Да хорош гудеть, только сигнал поменялся, ну что за люди?!», — восклицает он же. Двойственность в оценках, необъективное отношение к окружающим? И да, и нет — считает Том Вандербильдт. Ведь, помимо «эффекта очереди», есть и еще одна, возможно, главная причина нашего раздражения за рулём — необъективная оценка собственных сил.

Изображение

«Существуют лишь две области, в которых мужчина никогда не признает себя некомпетентным: вождение автомобиля и секс», — сказал как-то бывший гонщик Формулы 1 Стирлинг Крофард Мосс. По данным большого количества исследований, проведенных от США до Франции и Новой Зеландии и собранных учёным Д. Уолтоном, большинство автомобилистов считают свои навыки вождения значительно выше «среднего уровня». Но при этом то же большинство утверждает, что градус агрессии на дорогах увеличивается. Хороших водителей стало больше, но они стали злее? Похоже на парадокс. Но на самом деле, водители просто переоценивают собственные навыки! Мы не можем взглянуть на всю поездку со стороны, а ведь, скажем, футболисты обязательно просматривают видеозаписи собственных игр и тренировок, чтобы знать, над чем работать. «Опять какой-то дурак на дороге попался!». А может, не он дурак, а это ты сам не включил «поворотник», чем вызвал агрессию? Ведь часто мы срываемся на других, забывая предъявить высокие требования прежде всего к самим себе. И не забываем — знаний много не бывает. А о том, почему важно дополнительное обучение, вы можете узнать в статье «Учиться? Не хочу, не буду...».

ПРИЧИНА ЧЕТВЕРТАЯ: ДОРОГИ

Думаете, вся психология движения сводится к самим лишь водителям? Вовсе нет! Во многом ответственность лежит и на властях, формирующих среду автомобилиста. В этом уверен и руководитель проекта Probok.net Александр Шумский: «Бороться с агрессией на дорогах нужно не столько пропагандой, сколько инженерной составляющей. Она может очень сильно влиять на поведение людей. Вот, например, у нас со времен Советского Союза улицы и парковочные места очень широкие. Это провоцирует на повышенные скорости. Никто не хочет ждать, когда впереди есть место, а сзади уже активно подгоняют. В Европе другая ситуация. Там улочки узкие, проезжие части не очень широкие. И гнать, и подрезать кого-то уже не получается. Поэтому я за установку каких-то островков безопасности и светофоров. Это правильно и не дает разогнаться так, как хотели бы этого агрессивные водители», — считает эксперт.

Изображение

О том, как существенно повысить комфорт передвижения по дорогам небольшими средствами, вы можете узнать из статьи «Как сделать российские дороги безопаснее: пять простых решений».

ПРИЧИНА ПЯТАЯ: АВТОПРОИЗВОДИТЕЛИ

Но есть и еще один момент — порой агрессию провоцируют сами производители. Посмотрите на эту рекламу. Ее авторы поощряли агрессию за рулем! Не похоже, что это озаботило ГИБДД, ведь щиты и билборды висели вдоль дорог продолжительное время. Молчаливо одобряет такой взгляд на мир и общество — начиная от убежденности, что именно так и надо себя вести и кто сильнее — тот и прав (помните знаменитое выражение из Брата-2 «Куплю всех!»), заканчивая пассивным взглядом на вещи в стиле «Ну что мы можем изменить?».

Изображение

Примеры такой «асоциальщины» надо запомнить и... дружно посмеяться! Вы только посмотрите, насколько это нелепо! Пройдет лет двадцать, и «крутые чёрные джипы» и их «хозяева», выталкивающие всех с дороги, будут восприниматься с таким же юмором, как «новые русские» в малиновых пиджаках. Сомневаться, что все будет именно так, не стоит — в конце концов, научились же мы есть вилкой и пользоваться носовым платком, даже если некоторые активно этому сопротивляются до сих пор. В общем, добро обязательно победит!

ТАК ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?

Эксперты отвечают однозначно — автохамов и агрессию за рулём надо... игнорировать. «Нужно стараться не ввязываться в конфликт. Ничего не пытаться доказать ему. В действиях автохамов нет никакой логики и никаких правил. Играть по ним невозможно. Поэтому лучше даже и не начинать спор. Бессмысленно портить себе настроение», — поясняет Сергей Еникопов. В народе даже появилось правило трех «Д»: «Дай Дорогу Дураку»! Но клеймение всех вокруг не лучший выход, чтобы действительно изменить ситуацию на дорогах. А потому мы предлагаем вам новую формулу — правило трех «П»: «Пойми, Пропусти, Помоги!».

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Считается, что выражение «Дорожная ярость» (Road rage) появилось в США в 1987 году, когда ведущий одного из каналов употребил его в прямом эфире. После этого случая Ассоциация Автомобилистов Америки выпустила брошюру, объясняющую, как правильно реагировать на подобное поведение. Интересно, что в конце 90-х годов понятие «Дорожная ярость» хотели сделать официальным медицинским диагнозом! Правда, как показали более поздние исследования, проведенные Национальным институтом Психического здоровья США, вспышки гнева за рулём — сложное явление, и могут быть спровоцированы целым рядом факторов, в том числе и другими заболеваниями. В настоящее время ученые расходятся во мнении, считать ли «Дорожную ярость» болезнью. Однако все уверены в одном — в победе над данной проблемой должен быть заинтересован каждый водитель.

Источник




Дарт, блог супер.   Спасибо.

  • Жалоба

Дарт, вы заменяете понятия...

 

В общем, добро обязательно победит!

 

Конечно, но в перспективе!!! А щас бери шашку(руль) и рубай всю эту нечисть под самый корень!)))

 

Ну а если серьёзно, то вы подняли очень глубокую тему...про большие джипы и дядюшку Фрейда думаю уже баян будет!)))

 

Думаю всё же наш век стресса и слабая психика отдельных людей - делает своё тёмное дело! (Дарт, я щас не про вас))) и не про себя))))

  • Жалоба
Фотография
Darth Vader
09 сен 2014 11:40

Дарт, вы заменяете понятия...

где я не прав?

 

 

про большие джипы и дядюшку Фрейда думаю уже баян будет!)))

 

говорят, Фрейд сказал перед смертью, что большой джип иногда указывает всего лишь на плохие дороги  :D

  • Жалоба

где я не прав?

это я сказал на будущее)))

и я не сказал, что вы не правы...я сказал вы сделали типичную подмену понятий...добра и зла ;)

 

Дороги в этом году капитально починили....клоуны остались с большими джипами)))

 

В статье автор упустил один момент!!!

Ещё очень здорово воздействует музыка на людей....например (сужу по себе):

1) Слушание Таркана - способствует игре в "шашки" на дороге...

2) Ария - открыванию окон и чувство ветра в салоне авто)

3) Уитни Хьюстон - очень спокойная езда...сам удивляюсь, что чаще начинаю пропускать...двигаюсь в пробке...и т.д.

4) треки из NFS - тут я промолчу)))

  • Жалоба

это я сказал на будущее)))

:facepalm:

 

Дороги в этом году капитально починили....клоуны остались с большими джипами)))

"А нищебродам только и остаётся что вспоминать Фрейда и меряться письками... Это всё что у них есть"  --- видимо такой ответ ты провоцируешь своей очередной дурью :facepalm:

 

1) Слушание Таркана - способствует игре в "шашки" на дороге..

Таркана?! Способствует шашкам?! :facepalm:

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

По сабжу - всё зависит от наличия мозга и возраста... Оголтелые малолетки всё пытаются кому то что то доказать... Круто не быстро, круто - медленно... Хотя скажу честно - многочасовые пробки меня вымораживают...

 

ПС Предчувствуя выпады шалаболок, которые до сих пор не предъявили запись с видеорегистратора с моей скоростью - я никогда на дороге никому не мешаю. Всех кто не дерзит - пропускаю, независимо от пола, возраста или марки авто.

  • Жалоба

Тимофей, я не про тебя писал...ведь ты ж не клоун, да? :huh:

джип можно и за 500т.р. купить...о каких "нищебродах" ты щас пишешь?

Поверь, есть люди, зарабатывающие больше тебя...но даже они не говорят слово "нищеброд"...это просто показывает твоё хамское отношение к людям...даже вне автомобиля. ;)

и про пипиську я умолчал - сказал ведь, что это баян...и уже так думать не модно)))

 

 

Круто не быстро, круто - медленно... Хотя скажу честно - многочасовые пробки меня вымораживают...

Хотел что-то написать...но твой ПиэС...не стал про скорость...когда тебя еле догнали ;) а ведь ехали 110! И это не выпад - не думай...это факт!!!

 

Таркана?! Способствует шашкам?! :facepalm:

Ну да...бортами так покачивать в такт его...кузум..кузум..ишта! :)

  • Жалоба

Речь ващет не обо мне, а об озлобленных нищебродах приплетающих везде Фрейда... Фаллическая тема не даёт им покоя... С этим надо к специалисту идти... Боянисты млин...

  • Жалоба

когда тебя еле догнали  ;) а ведь ехали 110!

 

То есть вы ехали 110 и догнали меня. То есть вы двигались с нарушением скоростного режима и догнали меня, двигающегося соответственно со скоростью менее 110 км/ч (иначе б не догнали)... В чём трабл?! :facepalm:

  • Жалоба
Фотография
Darth Vader
09 сен 2014 14:43

Далее следует сюжетно-поворотный танец :-)

Nimona-%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D1

  • Жалоба

 Круто не быстро, круто - медленно...

Объясни пожалуйста это Золотульке.

  • Жалоба

когда тебя еле догнали  ;) а ведь ехали 110!

 

То есть вы ехали 110 и догнали меня. То есть вы двигались с нарушением скоростного режима и догнали меня, двигающегося соответственно со скоростью менее 110 км/ч (иначе б не догнали)... В чём трабл?! :facepalm:

трабл в том, что ты стоял на обочине и ждал нас со скоростью 0км/ч...так бы мы тебя....догнали только на втором круге вокруг шарика...

ты "дурку" то не включай!

  • Жалоба
Фотография
Танюлька
09 сен 2014 19:00
Док и Таркан (под которого хочется нарушать) взорвали мой моск! Фасейлпам!

Где догоняли Тимоху на 110?
  • Жалоба

А мне прикольно помогать людям, но иногда я спешу.

  • Жалоба

А я, каюсь, грешен. В девяти случаях из десяти я спешу. Спешу чисто по привычке, даже - когда некуда спешить. И 130 под Рому Жукова  - вполне реально. На платных участках, там, как раз, 130 ограничение.. :D  :D  :D Зато, до парома - 19 часов.. :D 

  • Жалоба

ты "дурку" то не включай!

Лучше ты... выключи...
  • Жалоба

Догоняли, когда из павлищево ехали к мемориалу десантникам - все в пыли...приехали, а они стоят курят ;)

ай...закрою эту тему про скорость...давайте поговорим о ремнях безопасности)))

  • Жалоба

Дарт, в следующий раз по возможности...включай опросник ;)

типа: а вы как часто нарушаете? :)

  • Жалоба
Фотография
Darth Vader
10 сен 2014 07:37

Дарт, в следующий раз по возможности...включай опросник ;)

типа: а вы как часто нарушаете? :)

не вижу смысла в опросниках. Судя по комментариям на главной странице, нарушают в городе правила пять-шесть человек. А остальные постоянно негодуют на этих пятерых "мерзавцев". )))))

  • Жалоба

Судя по комментариям на главной странице, нарушают в городе правила пять-шесть человек. А остальные постоянно негодуют на этих пятерых "мерзавцев". )))))

Дарт, ты то себя к какой категории относишь?

  • Жалоба
Фотография
Полиграф Шариков
10 сен 2014 07:59

не вижу смысла в опросниках. Судя по комментариям на главной странице, нарушают в городе правила пять-шесть человек. А остальные постоянно негодуют на этих пятерых "мерзавцев". )))))

Наши тут просто комментов не пишут. Если что наши все нарушают и даже не парятся об этом. 

  • Жалоба
Фотография
Darth Vader
10 сен 2014 08:17
Я возглавляю эти пять человек.
  • Жалоба

Тоже нарушаешь.

  • Жалоба

По сабжу - всё зависит от наличия мозга и возраста... Оголтелые малолетки всё пытаются кому то что то доказать... Круто не быстро, круто - медленно... Хотя скажу честно - многочасовые пробки меня вымораживают...

В статье учёные говорят, что это не зависит от возраста и наличия мозга)))

Так учёный, музыкант, миллионер или кинорежиссёр - может переплюнуть любого "мерзавца", находясь за рулём авто.

Всё зависит от какого то  состояния души(?) и наложения неудачного стечения внешних обстоятельств!

Думаю все согласятся, что когда ты спешишь и попадаешь на зелёную волну светофоров - то тебе радостно...а когда вечно втыкаешься в красные светофоры, то "грустно"...

 

А бывает и так :)))

http://www.yapfiles....ce747c.flv.html

 

интеллигент за рулём)))

http://www.yapfiles....9f121e.flv.html

  • Жалоба

Летят звери в самолете и тут начинается жуткая тряска. Заяц пошел в кабину пилота узнать в чем дело. Открывает дверь, а там никого и только одна ворона скачет по пульту и кнопки всякие нажимает.
- Ты чего делаешь? - спрашивает заяц
- Выёбжываюсь!
- А можно и я?
- Конечно можно!
Скачут вдвоем.
(то же самое и с лисой и с волком), остался медведь, тот же диалог
...
- А можно и я?
- Конечно можно!
Медведь прыгнул на пульт, посыпались искры, самолет падает штопором. Ворона:
- Ну ладно, я полетела
- Эээ! Ворона! А как же мы!? - закричали звери
- Ну полетели со мной
- Так мы не умеем летать
- Не умеете? А чего тогда выёбжывались?

  • Жалоба

В статье учёные говорят, что это не зависит от возраста и наличия мозга)))

 

Плюнь в рожу этим учёным... Нет мозга - нет будущего... Тем более на дороге... Ну а возраст твоя логика могла увязать хотя бы с опытом...

  • Жалоба

Предупреждение!

Данный блог создан автором исключительно с целью развлечения. Автор не имеет цели получить выгоду или нанести вред  лицу, которое он изображает, или читателям данного блога.
Все фото-, аудио- и видеоматериалы, представленные в блоге взяты из открытых источников и не имеют цели коммерческого использования. Материалы открытых источников не считаются вмешательством в личную жизнь и не защищены авторским правом. При этом все содержание данного блога охраняется законом как произведение, созданное творческим трудом в соответствии с положениями IV части Гражданского кодекса Российской Федерации.
Мнение автора может не совпадать с мнением администрации ресурса, а также с точкой зрения авторов комментариев.
Истории основаны на слухах и вымыслах. Все герои и события являются вымышленными,  все совпадения с реальными людьми и событиями случайны.

Март 2024

В П В С Ч П С
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627 28 2930
31      

Последние записи

Последние комментарии

пользователей просматривает

0 пользователей, 2 гостей, 0 анонимных

Поиск по блогу

Блоги моих друзей

Последние посетители

  • Фотография
    politik227
    28 дек 2023 - 11:34
  • Фотография
    Kopilchukin
    27 авг 2023 - 15:27
  • Фотография
    megathrone
    22 окт 2021 - 15:01
  • Фотография
    Mashalaop
    29 ноя 2020 - 14:49
  • 17 ноя 2020 - 11:24

MyBlogLog