«Крым – это Россия»
Но находиться в Крыму и не говорить о политике практически невозможно, потому что политикой здесь пронизано буквально все: публикации в местной прессе, разговоры торговцев на рынке. Даже сувенирная продукция этого года имеет политический подтекст. Например, в продаже имеются магнитики с надписями: «Назло Обаме поехал отдыхать в Крым!», «Крым вместе с Россией!», а также магнитики, на которых полуостров изображен в форме сердца, разрисованного в цвета российского триколора. На День города в Феодосии центральной песней праздничного концерта стала композиция в исполнении какого-то сельского хора, припев в которой начинался со слов: «Крым – это Россия…»
На днях зашли в гости к нашим знакомым крымчанам, у которых в течение двух лет снимали во время отпуска домик. Мы аккуратно поинтересовались у тети Любы и дяди Леши: что они думают по поводу произошедших в их жизни перемен? Правда ли, что крымчанам лучше с Россией? Признаться, я думала, что наши знакомые начнут жаловаться: что сезон неудачный и виновата в этом Россия, поэтому на фиг такие перемены.
- Нет, мы тут все, как один, были за то, чтобы Крым присоединился к России, - сказали тетя Люба и дядя Леша.
- Вы, наверное, рады присоединению, потому что сами русские и у вас родня живет в России, - предположила я.
- Нет-нет, дело совсем не в этом, - ответила тетя Люба. – Вот справа у нас соседи украинцы, а те, которые напротив, – поляки, но они тоже голосовали на референдуме за присоединение Крыма к России. Даже многие татары были «за». Не жалеем нисколько! Все очень хорошо понимают, что то, что сейчас происходит в Донецке и Луганске, могло бы случиться и у нас. Нет, не надо…
- Ну вот сезон у вас неудачный…
- Ничего страшного! Это переходный период. Потом все будет хорошо.
Кстати, вот эту фразу: «теперь все будет хорошо» - я слышала в этом году не от одного крымчанина. И вот эти разговоры, пожалуй, стали для меня определяющими. Нет, я по-прежнему не знаю, как правильно, по-прежнему не испытываю священных восторгов. И по-прежнему не берусь делать глобальных выводов. Но одну вещь я поняла совершенно точно: крымчанам отсюда все-таки виднее, как им жить, чем нам оттуда. И не нам, сидящим в своих уютных квартирках в обнимку с ноутбуками, вдали от войны, осуждать их за этот выбор.