Эх, дороги...
дороги асфальт беда россии дураки и дороги золотой асфальт трасса лена бетонные дороги автобан
Последнее время я много времени провожу в дороге. То Москва, с ее пробками и попытками "разогнать" МКАД, то путешествия про России-Матушке в поисках новых впечатлений. В общем, зная европейские дороги и постоянно сравнивая их с "нашенскими", тема постоянно болталась на повестке дня в папке "Приоритет 3" (о приоритетах расскажу как-нибудь в другой раз).
Проблематика + что-то вечное = вот и тема.
Предисловие. Идеальная дорога
Мне кто-то в детсве рассказывал (наверно, басня) про то, как испытывают "автобаны" в Германии. Мол на панель авто ставят стакан воды и едут со скоростью 120 км/ч. Если вода не расплескалась - дорога соответствует нормам.
Ммммммммммм....
Сказкааааааа
Я уже представляю...
Сижу я вся такая красивая в VW Passat CC....белом...черный, как лаковый пианино в школе, салон....огромные очки Chanel Bijou и шелковый белый фуляр, прикрывающий аккуратно зачесанные в пучок волосы.
А так бывает? И, если бывает, то где и за счет чего?
Попробуем разобраться
Часть первая. Дороги Америки
Итак, что мы знаем про дороги Америки?
1. Они прямые до самой линии горизонта (ясно, что не все)
2. Они делаются из бетона (тоже не все, но все же).
Коротко о том, почему прямые.
На самом деле, сколько я не читала об этом - однозначного ответа не нашла. Понятно, что не все дороги прямые. Но загородные шоссе обычно построены по принципу 5 миль ровной дороги, 5 миль змейкой и т.д.
причин на это несколько, например:
1) элементарно, чтобы не заснул водитель
2)четкая структура штатов/городов - геометрически получается именно так
3)сравнительно молодая страна - все спланировано, а не как у нас ("как конь поссал" - не мое выражение, простите)
но самая важная причина
ТА-ДА-ДА-ДАМ
посадка самолетов в аварийной ситуации.
Да, именно так. Ведь с США легкая авиация чрезвычайно распространена (как в Таиланде скутеры, почти )
Ну а теперь про бетон.
Все дороги США можно разделить на несколько больших групп
Interstate Highways (обозначается индексом I)
US Highways (US)
State Highways
FM roads (FM, означающим Farm to Market)
Local Roads (к этой группе относятся прочие дороги, такие как Road (Rd), Avenue (Ave), Junction (Jct) и прочие)
Все дороги с индексом I (за редким-редким исключением) строятся из бетона. Даже если сверху полотно будет покрыто асфальтом, под ним в 99% случаев будет бетон.
Связано это с тем, что бетон
-долговечный
-износостойкий
-неприхотлив к нагрузке
а по индексу I можно судить о предназначении дорог. Это дороги, на которые падает самая большая нагрузка. Грузоперевозки между штатами - это многотонные фуры, поток которых колоссален. Именно поэтому перед американцами стояла задача разработать такую технологию строительства дорог, которая бы позволила обеспечить бесперебойное функционирование подобной транспортной артерии. Итог - первая бетонная дорога появилась в США в 1930 году.
Но не все так замечательно. Несмотря на все плюсы бетонного полотна, есть и минусы.
Первый - сложность укладки и ремонта.
Как кладут асфальт? Полдня (8 часов) и готово (я пока не говорю про укладку асфальта в снег и лужи).
С бетоном все сложнее. Для открытия дороги необходим месяц. Часто, при строительстве/ремонте бетонных дорог в США дорожная компания сооружает дублирующую дорогу из асфальта параллельно бетонной, тк приходится порой полностью перекрывать все бетонное полотно.
Про технологию укладки долго писать не буду - слишком она сложно, но вкратце процесс выглядит так:
-выемка грунта (1м и болле)
-2 слоя асфальта по 5-7см (для уплотнения грунта и гидроизоляции)
-арматура
-бетон
Усё
По завершении строительства/ремонта участка дороги, на нем обязательно проставляется дата окончания ремонта, чтобы в дальнейшем ориентироваться в сроке службы/необходимости ремонта и т.д.
На укладку бетона уходит месяц. Срок эксплуатации без кап ремонта - 25 лет, хотя многие участки удачно эксплуатируются уже на протяжении 40 лет и более. А асфальт? Асфальт всего 8 лет (и то, если его укладка производилась без нарушения технологии)
Опыт США в строительстве бетонных дорог перенимается странами Азии, Европы и Австралии. Но тут еще один весомый минус - стоимость такой дороги. Она во много раз превосходит стоимость обычного полотна из асфальта (в краткосрочной перспективе, как минимум). Поэтому не всем такие дороги по карману, уж тем более если речь идет о масштабах такой страны, как Россия...
Часть вторая. Дороги Германии
Автобан
Квинтэссенция немецкого качества, предмет гордости нации. На автобан приезжают посмотреть даже американские туристы. Посмотреть, прокатится с ветерком.
Много легенд связано со строительством автобана. Попробуем немного разобраться.
Итак, строительство начал нет, не Гитлер.
Автобан задумывался как новый вид трасс, предназначенный для гонок и скоростного передвижения легковых ТС. Первый участок автобана протяженностью чуть более 19 км начали строить в 1912 году.
Однако, машин в стране было немного и строительство не расцветало буйным цветом вплоть до 30-х годов. В момент, когда у власти находились нацисты, а безработица в стране процветала, и случился "Автобанобум". В начале 30-х годов в стране было около 6 млн безработных. Нацисты же ввели всеобщую трудовую повинность, разогнали профсоюзы и запретили стачки. Затем к рабочей силе стали добавлятся военнопленные из концентрационных лагерей.
Представляете размах строительства?
Строительство велось ударными темпами. Сравните:
1935 год - сдано 108 км дорог
1936 - уже 979 км!
Однако милитаризация и война делала свое дело. Автобан пустовал. Для переброски военной техники (идея Гитлера) он подходил плохо - большой расход горючего, гораздо выгоднее был переброс техники посредством ЖД.
К концу Второй Мировой Войны отдельные участки автобана использовались как ВПП (благо технологии строительства и сейчас позволяют сажать на автобан Боинги - минимальная толщина полотна - 56 см), а его протяженность составляла почти 4 тысячи км.
Строительство автобана возобновилось только через 10 лет и уже в абсолютно другой стране.
Так что такое автобан?
Дорога, продуманная до мелочей.
От 1 до 2 метров подушка, выполненная из битума и бетона
при этом подушка состоит из двух слоев - дренажный и амортизационный
Максимальный уклон - 4 градуса
Толщина верхнего слоя асфальта от 5 см
Защита трассы от животных (ограждения)
Ямочный ремонт на автобане отсутствует, полотно меняется полностью
Нереальное и ни с чем не сравнимое количество датчиков на всем протяжении автобана (они отслеживают все-от температуры, до плотности трафика и уровня СО в атмосфере)
И прочее прочее прочее
Как известно, ограничений по скорости на автобане почти нет. А аварийность? Смертность на автобане 6 000 человек в год против 30 000 человек в России
Часть третья. Дороги России
Не, это не село Кукуево. Это федеральная трасса М-56 Лена...
Трасса Невер - Якутск, протяженность чуть более тысячи км.
Зимой все вполне себе ничего. Да и летом, пока не пойдут дожди. Остальное время - распутица.
Ремонт осложняется тем, что 1 м вглубь - вечная мерзлота. В таких условиях было бы проще поставить мост на сваях длиной метров 10.
Деньги на реконструкцию этой дороги были выделены в 2014 году. А потом Крым (я не упрекаю этим, ни в коей мере) и деньги передали туда, трасса же продолжает существовать в таком виде.
К чему я про Лену? Ну конечно!
Сюрприз для многих, наверно, однако Москва - столица с самой холодной среднегодовой температурой В МИРЕ!
Это может показаться странным, но в климатические пояса в Европейской части расположены не с юга на север, а с запада на восток, и иногда даже наоборот — с севера на юг, а именно, с побережий вглубь континента. К примеру: в Петербурге теплее, чем в Москве, а он километров на 400 севернее. А в Хельсинки зимой теплее, чем в Орле, хотя Хельсинки на 1000 км севернее. Даже в Канаде, особенно в обитаемой ее части, климат не столь суров.
Но это не самое печальное - подумаешь Москва. Дальше - больше. самая большая проблема России - почва. Даже мои коллеги чехи и немцы всегда говорят (если тема про дороги возникает на повестке дня): "Нам хорошо - мы на камнях строим, а вы...". соль фразы в том, что 86% всех грунтов в России – грунты с примесью глины либо просто глина. А глины и суглинки хорошо набирают и плохо отдают влагу. В результате подпочвенные воды поднимаются по пустотам грунта под дорожное полотно и в замерзают, разрывая дорогу. Специалисты называют этот эффект «морозным пучением» — дорога трескается.
В странах с подобными перепадами температур основание под дорогой делают из песчаного грунта. Хороша идея....когда песок близко.
Вот и получается, что в странах, где столько глины как у нас - либо не такие температурные скачки, либо нет столько грунтовых вод у поверхности. А нам? А нам, как всегда, повезло...
Это проблема раз. Да-да - не дураки, а климат.
Вот проблема два -
Хотела вначале про стоимость писать - начиталась всего, кучу картинок имею... А смысл. Денег ведь хватает! Проблемы в финансирование нет! Я оставлю тему бюрократии (хотя планировала ее озвучить изначально). Все эти сравнения про стоимость 1 км в разных странах... Толку от этого? Хорошо, пусть в 5 раз дороже 1 км, чем везде, но почему не держится? Почему расползается? Ведь заплатили же!?!?
Технологии...о чем рассуждать, если стандарт плотности грунтовой массы основания дороги не пересматривался с 1939 года?
Более 70% автодорог России допускают нагрузку на ось авто не более 6 тонн. Какова нагрузка на ось в современных автомобилях? 8-10 тонн и это еще без перегруза (а как человек, работавший в студенческие годы учетчиком в транспортной фирме, я могу про это много рассказать...).
Минутка математики
Если увеличить плотность основания полотна на 2% - прочность дороги вырастет в 2,5 раза
(более плотное основание препятствует поднятию воды и препятствует вспучиванию дороги)
Чтобы увеличить плотность основания на 5% нужно увеличить энергозатраты на трамбовку в 4!!!!РАЗА
Барабанная дробь!
Катки в Европе - 50, 100 и даже 200 тонн (пневмокатки)
У нас же катаются обычные 25 тонные...
Можно еще много чего написать про материалы (щебень, битум), про геотекстиль и георешетки (без которых фактически не строят дороги в Канаде, где климат очень похож на наш) и так далее.
Вывод одни - несмотря на колоссальные средства, вкачиваемые в дорожную сеть страны, все это ПШИК на воздух, пока не будут изменены стандарты технологий.
Эпилог. Что делать?
Мой любимый вопрос
Он как бы признает что все идет криво и так с надееееждой скромненько...а делать-то что?
У меня есть два варианта - гуманный и не очень. Но оба завязаны на подрядчиков. Пока не будет нормального обслуживания дорог подрядчиками (в том числе и гарантийного). Нет, даже не так.
Пока не заработает нормально процесс тендера (выбора подрядчика), чтоб это была не фирма-однодневка...
Вот до тех пор дорог и не будет. Абсолютно точно!
А как вы думаете - что надо поменять, чтобы ездить по "российскому автобану"?
_________________________________________________________________________________
Послесловие. От автора.
На удивление, "от автора" я вставлю в конец, а не в начало. Опережая вопросы, которыми некоторые задавались/задаются или могут задаться, я расскажу чем жила и что у меня нового.
1. Я не беременна и не родила (хотя очень хочется )
2. Я по-прежнему не пью и не курю. Уже полгода. Надеюсь, скоро организм окончательно очистится.
3. Я по-прежнему люблю и меня любят.
4. Да, я работаю там же; работы много; работу любила, люблю и буду любить
5. Я скучала по сайту и иногда его читала. Более-менее в курсе событий. Возвращаться на главную не собираюсь - скучно там. А вот писать мне нравится. Поэтому здесь я останусь Тем более мне разрешили.
До скорых встреч!
Аня, спасибо за объективное рассмотрение вопроса. Ты, как и всегда, умничка.
Теперь насчет тендеров: тендеры и есть основной способ воровства и коррупции. Единственный способ сделать хорошо - это отменить рыночную экономику в части строительства дорог (да и прочей инфраструктуры), запретить тендеры и ввести нормативы. Так победим!