США планировали ядерный удар по Воротынску?
холодная война ядрён батон ни разу не Ореховка
«Американцы планировали нанести удар по объекту KALUGA/ORESHOVKA. Судя по всему, речь идет о деревеньке Ореховка Жуковского района. Это выглядит логично, так как Обнинск, где к моменту составления списка уже два года работала первая в мире атомная электростанция, находится всего в 10 километрах от точки планировавшегося ядерного удара.»
Что-то меня в этом предположении заинтересовало. Зачем швырять ядрён батон в 10 километрах от Обнинска, целясь в скромную деревеньку Ореховка? С более высокой долей вероятности, цель была бы обозначена, как Пяткино, не? А если по Ореховке, то зона сплошного разрушения, при использовании основной на тот момент в арсенале США ядерной бомбы Mk-6
(даже самой мощной, 6 модели, эквивалентной 160 килотонн тротила) не дотянулась бы, даже, до Белоусово.
А вот другой вариант. Не стоит забывать, что в 1956 году основными средствами доставки ядерного оружия (ЯО) до цели считались стратегические бомбардировщики. Ага! А с ними, по идее, должен бороться Московский округ ПВО. Снова цитата:
«Исходя из возможного радиуса действий ТБА США и Великобритании считалось, что все объекты в границах Московского округа ПВО находились в зоне досягаемости СБ противника при действии ее с авиабаз Скандинавского полуострова, Англии, Франции, стран Бенилюкса, Дании, Западной Германии, Италии, Греции, Турции, Ирака и Ирана. Одновременно с этим при определенных условиях не исключались действия СБ с авиабаз Аляски и Алеутских островов, Гренландии, Исландии, северо-западной Африки, Индии, Афганистана и Пакистана. Одним из наиболее вероятных вариантов применения авиации противника рассматривался вариант ее действия с применением ядерного оружия. Дело в том, что начиная с конца 1945 г. американское военное ведомство ежегодно разрабатывало планы нанесения ядерных ударов по территории СССР, постоянно наращивая количество планируемых к применению ядерных боеприпасов. Вот только первые из них: конец 1945 года – план «Тоталити» предусматривал применение 20–30 атомных бомб; 1946 год – план «Пинчер» – 50 атомных бомб; 1947 год – планы «Бройлер», «Фролик» – до 100 атомных бомб; 1948 год – планы «Граббер», «Флитвуд» предусматривали применение 133 атомных бомб по 70 советским городам; 1949 год – план «Дропшот» предусматривал применение 300 атомных бомб по 200 советским городам и т. д. Руководство СССР знало об этих планах и принимало соответствующие меры. Важность принимаемых решений руководством страны в те годы была исключительной. На войска Московского округа ПВО возлагалась задача – во взаимодействии с силами и средствами ПВО Беломорского, Северного, Ленинградского, Прибалтийского, Белорусского, Киевского, Северо-Кавказского, Приволжского, Уральского военных округов и 9-й иад ВВС МВО уничтожить нападающую авиацию противника на дальних подступах к г. Москва и не допустить пролета ее в глубь страны, а также уничтожить вражеские самолеты-нарушители государственной границы СССР. Обеспечивая круговую ПВО района Москвы и промышленно-экономических объектов в границах округа ПВО, основные усилия войск сосредотачивались на северо-западном, западном, юго-западном и ближневосточном воздушных стратегических направлениях (ВСН), а также на северном и северо-восточном ВСН в интересах обороны важнейших промышленно-экономических объектов г. Горький и Горьковского промышленного района.»
И вот, как раз в составе Московского округа ПВО, для борьбы со стратегическими бомбардировщиками (не забываем, на дворе – 1956 год, ЗРК С-25 «Беркут» только год назад принят на вооружение, и позиции вокруг Москвы ещё строятся..) была целая воздушная истребительная армия – 52-я ВИА. А в составе этой армии был 78-й ИАК ПВО (истребительный авиакорпус), базировавшийся на Брянск. А в составе этого корпуса (как матрёшка, правда?) находилась 324-я Свирская Краснознамённая истребительная авиационная дивизия.
В 1952 году эта самая дивизия вернулась из Кореи, где вполне успешно трепала вероятного противника. Вернулась – и вошла в состав 78-го ИАК ПВО.
И снова – цитата:
«По возращении в Советский Союз 324-я истребительная дивизия была включена в состав Брянского корпуса Московского района ПВО. 176 гиап и 178 иап стали базироваться на аэродроме Орешково (ст Воротынск, позывной – Вереск)недалеко от Калуги, 196 иап – на аэродроме Инютино ( Ермолинский аэродром, позывной – Пещерник) рядом со станцией Балабаново Калужской области. В рамках печально известного «хрущевского» сокращения ВВС в марте 1960 года 176-й гвардейский Проскуровский орденов Красного Знамени, Александра Невского и Кутузова III степени истребительный авиационный полк и 196-й истребительный авиационный полк были расформированы.»
А вот тут начинается уже область предположений. Название аэродрома «Орешково» вполне себе могло извратиться противником до Ореховки. Тем более, что, в рассекреченных документах, скорее, можно прочесть Орешовка (Oreshovka), нежели, Ореховка (Orekhovka). И эта цель выглядит гораздо логичнее, нет? Потому, что истребители
МиГ-15
и МиГ-17,
,
стоявшие на вооружении этих ИАПов, представляли собой вполне серьёзную угрозу для американских
В-36
и В-47
,
являвшихся, на тот момент, основными носителями ЯО в армии США.
Ну вот, как-то так.
Вполне возможно. Логичная версия.
В версии КП40
был один существенный логический минус - зачем сбрасывать на Ореховку, если можно на сам Обнинск. Причём эта Ореховка даже как ориентир не годилась - мизерная точка в глуши.