1932й и далее по списку...
Кровавые годы Сталин людоед Дети наше всё Репрессии Железная дорога
Тьфу. Не, не так... Страна жила и росла, постепенно избавляясь от детских своих болячек. И некоторым людям стали приходить в головы странные мысли: а не сделать ли жизнь наших детей интереснее, не наполнить ли её новым смыслом? Хватит выживать, нужно жить. Жаль только, под словом "жить" тогда понимали совсем другое, нежели сейчас. Стремились ввысь. Росли. И думали о благе страны, а не о благе для себя, любимого.
Тьфу, снова не туда завернул. Ну так вот, значит. В 1933 году пролетарии в Тбилиси придумали построить железную дорогу для детей. В масштабе, так сказать. И построили, к 1935 году. Строили все: и комсомольцы, и пионеры... Отреставрировали маневровый узкоколейный паровоз, построили (!) три вагона. Два 12-местных общих и один 8-местный мягкий, для отличников(!). И 24 июня 1935 года отправили первый поезд. Машинисту, Виктору Сокольскому, было десять (!) лет.
Справедливости ради, следует отметить, что первая детская железная дорога появилась несколько раньше — в 1932 году, в Москве, в ЦПКИО имени Горького. И хотя она была длиной всего 400 метров - она была невероятно крутой. Для 1932 года, разумеется. По ней курсировал самодельный трехвагонный электропоезд (!), питавшийся от контактной сети. Это при том, что пригородные поезда тогда таскали паровозы...
А потом в стране начался бум строительства детских железных дорог. В 1935 году в Шахтах, Ростовской области, открыли линию детского трамвая. В 1936 открыты ДЖД в Днепропетровске, Кратово, Гомеле, Донецке и Красноярске. В 1937 - Мелитополь и Ереван. В 1938 начали пректировать ДЖД в Москве, в Измайловском парке. Там должны были быть не станции, а настоящие дворцы...
В 1939 - Горький и Иркутск. В 1940 - Ростов-на-Дону, Свободный, Харьков, Ташкент. И даже в 1941м, в год начала Великой Отечественной войны, успели открыть ДЖД в Ашхабаде. Да и после войны, ДЖД в Ярославле, Вильнюсе, Целинограде (теперь - Астана) построили уже в 1946 году.
Ещё раз отмечу: эти железные дороги были детскими. Дети катали на поездах детей. Дети были дежурными по станциям и слесарями в депо (конечно, не без присмотра взрослых, но всё же, сами дети). Сейчас этого почти нет. Детскими железными дорогами рулят взрослые. Такие времена. Такие дети.
Как-то так. Когда мне было 10 лет, мы яхту строили. С парусом из простыней.
Наверное, и сейчас кто-то строит. Может быть. Хочется надеяться...
(по материалам сайта http://dzd-ussr.ru)