Бетонный таз
железобетон море-окиян человеческое корабли таз на ноги стереотипы
Изначально корабли строились из дерева. Материал легче воды, легкий в обработке… Ну, ещё из всякого папируса, коры, опять же, древесной, и шкур убиенных ради пропитания животных. Но в основном – из дерева, ага. Ибо дерева было много, а людей – не очень. Но у деревянных кораблей и судов был очень существенный недостаток – срок службы. Дерево от постоянного контакта с влагой гниёт, как известно. Да и не очень прочными были те плавсредства.
Но люди – хитрые животные. Они научились обрабатывать железо. И стали строить железные корабли. Не все сразу восприняли это новшество, многие сомневались в способности железа держаться на поверхности моря-окияна, да ещё и доставлять пассажиров и грузы из пункта А в пункт В. Помните:
Нам-Бок попался на удочку.
— Это еще что, — сказал он легкомысленно, — а вот посмотрели бы вы на пароход. Во сколько раз байдарка больше песчинки, во столько раз шхуна больше байдарки, во столько раз пароход больше шхуны. К тому же пароход сделан из железа. Он весь железный.
— Нет, нет, Нам-Бок, — воскликнул старейшина, — как это может быть? Железо всегда идет ко дну. Вот послушай: у старейшины соседнего селения я выменял нож, и вчера нож выскользнул у меня из рук и сразу пошел вниз, в самую глубь моря. Всему есть закон. У каждой вещи свой закон. Мы знаем. Больше того: мы знаем, что для всех одинаковых вещей закон один, и потому для всего железного закон тоже один. Так что отрекись от своих слов, Нам-Бок, чтоб мы не потеряли к тебе уважение.
— Но это так, — стоял на своем Нам-Бок. — Пароход весь железный, а не тонет.
— Нет, нет, этого не может быть.
— Я видел своими глазами.
— Это противно природе вещей.
© Джек Лондон «Нам-Бок — лжец»
Со временем, конечно, люди привыкли и к кораблям из железа. И вот, в 1848 году француз Жан Луи Ламбо решил поэкспериментировать, и обмазал цементом каркас лодки из арматурной сетки. Новшество произвело фурор во Франции, были построены ещё три таких лодки. Одна из них, кстати, использовалась по назначению аж 50 лет. Неплохо для лодки, да? Бетонной лодки…
В 1917 году норвежец Николай Фенгер создал из железобетона первое самоходное судно. За ним подтянулись инженеры из САСШ… и понеслось. Оказалось, что судам из железобетона не страшен лёд, а заделывать пробоины в них намного легче, чем в железных или деревянных. Да и на постройке таких судов требовалось гораздо меньше квалифицированных рабочих – ведь заливать раствор в опалубку мог любой.
Основной пик судобетоностроения пришёлся на годы Второй Мировой – из-за дефицита стали. Много таких судов было построено в САСШ, некоторые до сих пор на плаву.
В СССР тоже строили подобные суда. Особенного развития эта отрасль судостроения, правда, не получила.
Но отдельные энтузиасты железобетона продолжали эксперименты.
В Нижегородском яхт-клубе до сих пор на плаву крейсерская яхта «Нефертити», построенная в конце семидесятых. Водоизмещение её – 11 тонн, длинна – 12,5 метра, вместимость – 16 человек.
Вот как-то так. А то, понимаешь, все представления о бетоне и водоёмах сводятся, в основном, к тазику с раствором на ноги..)))
Слушай - интересно, не знал. Действительно в первый раз слышу о таком
Собственно, что на воде может держаться, как и стальной - понятно.
А как не размокает? Не разрушается?