Современная журналистика - миф или реальность?
журналистика Калуга мысли
Для начала обратимся к терминам:
Журнали́стика — актуализация мировоззрения социальных групп средствами подбора фактов, оценок и комментариев, которые злободневны и значительны в данное время.
Под журналистикой понимают также практику сбора, интерпретации информации о событиях, темах и тенденциях современной жизни, её представления в различных жанрах и формах, и последующего распространения на массовую аудиторию.
Корреспондент (нем. Korrespondent, от позднелат. correspondeo — отвечаю, осведомляю), 1) профессиональный журналист, занимающий штатную должность в редакционном аппарате (собственный К., К.-организатор и т. д.), выполняющий особое задание редакции (специальный К.) или специализирующийся в определённой области журналистики (например, фотокорреспондент).
А теперь к сути. Вспоминается мне хороший советский кинофильм "Дайте жалобную книгу", так вот в этом самом фильме звучит "Песня корреспондентов":
и есть в ней такие слова:
Наша должность гонит нас из дома По маршрутам новым, незнакомым. То гостиница, купе или каюта,- Нет у нас домашнего уюта.Всем понятно, конечно, что фильм был снят в 1965 году, и тогда не было речи ни о каких интернетах. Но тут невольно и задумываешься - а таким ли уж благом является интернет применимо к журналистике, особенно местечковой?
КП40 - широко известный в области крупнейший новостной портал, любимый многими читателями. Однако, что мы ежедневно видим в ленте новостей? Правильно - в большинстве своём банальные перепечатки информации с сайтов УВД, ГИБДД, МЧС, администрации области и города, причём зачастую с теми же самыми ошибками и опечатками, допущенными пресс-службами соответствующих ведомств. А ещё КП40 себе же в помощь придумал хорошую рубрику "Народные новости", которая в последнее время стала пользоваться особой популярностью, а новости "народных корреспондентов" всё чаще попадают на главную страницу. То есть, получается, что журналисту вроде как и не надо сбивать ноги в поисках информации - включил компьютер, вышел в интернет и, пожалуйста, "читай-копируй-вставляй". Но не убивает ли такой подход саму суть журналистики, и может ли человек, копирующий сводки, именоваться журналистом? Или всё-таки, чтобы быть журналистом, нужно иногда оторваться от стула и подвигаться?
Проиллюстрирую несколькими примерами:
Пример № 1 - "Губернский парк"
Первая новость о проекте парка появилась в августе 2012 года http://www.kp40.ru/n...d_oblast/11798/
Спустя год, в июне 2013 года, КП сообщил, что закладку парка отложили http://www.kp40.ru/n...d_oblast/20470/ И информация эта появилась только после встречи господина Денисова с правобережной общиной.
Прошёл ещё один год, и вот в июле нас "радуют" новостью, что парка всё-таки не будет http://www.kp40.ru/n..._oblast/27671/. И опять же только после того, данные сведения были озвучены на встрече в пресс-центре Агентства «Комсомольская правда - Калуга».
Только тогда журналисты КП соизволили-таки выехать на место, дабы ознакомиться с ситуацией и сделать статью с фотографиями http://www.kp40.ru/n...d_oblast/27783/ .
В связи с чем возникает вопрос - где журналистская инициатива? Почему необходимо ждать информации от властей, а не проявить самим заинтересованность в судьбе достаточно знакового для Калуги объекта? Может, тогда и "фекальное озеро" осушили бы раньше...
Или же это политика руководства газеты - не лезть и не задавать неудобные вопросы властям?
Пример № 2 - "Фонтаны"
Вот в "Народных новостях" пользователь Лесоруб поместил информацию под названием "Фонтан", о том, что при проведении работ рабочие повредили водопроводную трубу http://www.kp40.ru/n.../ireport/27572/
И что мы видим - вместо того, чтобы выехать на место и лично ознакомиться с ходом проведения аварийно-восстановительных работ, в том числе и с документированием их в виде фотоматериала, журналисты просто помещают фото, сделанные Лесорубом, и звонят в Водоканал http://www.kp40.ru/n...d_oblast/27580/ ... Типа, всё, работу свою мы выполнили, информацию до народа донесли.
Та же ситуация сегодня - "Новый «фонтан» появился на перекрестке Московской и Азаровской" http://www.kp40.ru/n...d_oblast/28076/ ... А откуда же корреспонденты взяли исходную информацию, неужели сами стали свидетелями чуда? А вот и нет - ещё один источник сведений о происходящем в городе - "Инстаграм".
Вопрос: к примеру, тот же пресловутый Водоканал периодически у себя на сайте размещает график проведения ремонтных работ на сетях водоснабжения, так почему бы хоть раз не съездить, не посмотреть, как это делается? Думаю, что с нашими рабочими можно не один "фонтан" сфотографировать будет, да и вообще - познавательно...
Пример № 3 - "На Воробьёвке рядом с Белым Домом возведут многоэтажку"
Написал надысь пользователь Летописец такую вот народную новость под названием "Калуга строится" http://www.kp40.ru/n.../ireport/27978/ . И всё было бы ничего - ну написал и написал, с кем не бывает, даже фото сделал, не поленился. А на базе его "новости" журналисты КП40 "забацали" "жареную" новость про "многоэтажку" http://www.kp40.ru/n..._oblast/28023/. Казалось бы, рядовая ситуация: нарновость - новость на главной. Только вот не учли корреспонденты, что информация-то у Летописца - непроверенная, полученная с его собственных слов от водителей Горуправы (шикарный источник, не правда ли?), а статья написана на основе его, Летописца, домыслов и предположений. А реальная информация такая: в настоящее время на этом месте проводятся работы по выемке грунта для строительства новой тепловой камеры для перекладки теплотрассы, а никак не для фундамента под дом. Но зачем же журналистам поднимать, простите за грубое выражение, "пятую точку" от компьютера, когда есть новость Летописца, а под рукой есть телефон господина А. Ефремова. Вот так и рождаются у нас слухи и сплетни...
Не знаю, может быть я придираюсь, но мне кажется, не такой уж у нас большой город, чтобы нельзя было его объехать и самим найти интересные сюжеты и новости, а не сидеть в интернете, копипастить сводки и плодить слухи...
Вот такая мысль... предлагаю её к обсуждению...
P.S. Уважаемые журналисты КП, данный пост - всего лишь размышление на тему, взгляд со стороны, так сказать, высказанный без цели задеть или обидеть, а с простым желанием поделиться своим видением ситуации. Вполне допускаю, что, не зная тонкостей работы журналиста, могу и заблуждаться.
Ну ладно, сам пофлужу. Тут на интересный материальчик попался - "а если наоборот" - перепощу
Источник:http://mi3ch.livejou...om/2651921.html
ВЗГЛЯД С ДРУГОЙ СТОРОНЫ
Интересен другой взгляд на «Собачье сердце».
Фильм Альберт Латтуада «Почему лает господин Бобиков?» (1976)
«Собачье сердце» Булгакова принято считать образцовым «правым» произведением: «Да, я не люблю пролетариат», «Разве Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры», «разруха в головах». В этом немалая заслуга Владимира Бортко — режиссёра советской экранизации 1988 года. Гениальный подбор актёров и очень метко нарисованная картина русской жизни 20-х. Пережив военный коммунизм, последний реликтовый житель «Калабуховского дома» (старой России) благородно держит в своей квартире безнадёжную оборону в окружении соседей-Швондеров и квартирантов-Шариковых (советского народа). Дом уже «пропал», профессора выживают (вот уже и две комнаты хотят отобрать), всех прочих давно выселили, заменив на «жилтоварищей». Но профессор ещё жив. И режиссёр, снимающий свой фильм 1988 году, явно занимает сторону профессора.
Но Булгаков был бы не писателем, а пропагандистом, если бы создал одномерное «контрреволюционное» произведение.
Латтуада снял «Собачье сердце», когда в СССР ещё была запрещена книга. И снял совсем не то, что двенадцатью годами позже снимет Бортко.
Во-первых, профессор Преображенский. У Бортко мы видим честного дореволюционного интеллигента, вызывающего симпатию и поданного как образец для подражания во всём. Начиная с хороших манер и заканчивая жизненной мудростью и благородством.
У Латтуада перед нами совсем другой персонаж. Это злой гений. Он копошится в человеческих мозгах и яичниках, лелея в голове фантазии об улучшении человеческой породы. Это лучше всего передано в сцене операции по превращению Бобика (Латтуада дал псу интернациональную кличку) в человека. У профессора буквально руки в крови. На этом специально акцентировано внимание, крупный план окровавленных перчаток никак не хочет исчезать с экрана. И вот, под визг лобзика и омерзительное скрипение трепана, вскрывающего черепную коробку, забрызганный кровью профессор ковыряется в человеческих и собачьих внутренностях, от чего приходят в ужас добропорядочные Борменталь, Зина, а вместе с ними зритель. Мы видим не уникальный научный эксперимент, который светило европейской науки сосредоточенно проводит в тишине собственного кабинета. Мы видим забаву хиреющего садиста-одиночки.
Этот садист после операции лежит голый в ванне, и служанка Зина послушно трёт ему спинку (заметьте, в книге этого нет). Этот же садист носит платиновые коронки и жрёт ложками чёрную икру назло голодному пролетариату. Наконец, он же сжигает неугодные книги (самолично палит в печке переписку Энгельса с Каутским). Это прямая отсылка к нацистам, которые также, как Преображенский, сжигали книги и фантазировали об евгенике — улучшении человеческой породы.
А Бобиков — это совсем не Шариков. Перед нами руссоистский благородный дикарь. Его поступки иногда нелепы, но всегда беззлобны, естественны, а что естественно, то не безобразно. Все его реальные беды от того, что он живёт среди недобитой буржуазии, и перенимает её гнилые предрассудки вопреки воспитательной работе Швондера. Бобиков храбр — выскочив из зала в цирке седлает коня, проделывает опасный акробатический трюк, срывает аплодисменты.
Сами пролетарии — это такие развесёлые и добрые ребята без особых комплексов. И сцена ругани профессора на то, что «опять этажом выше жилтоварищи песни поют» оборачивается ворчанием старого импотента на распустившуюся молодёжь.
Наконец, Бобиков, будучи по развитию юношей-подростком, ищет большой и чистой любви, но никак не находит её. На вечеринке у профессора пролетариат всё же не позволяет ему публично переспать с юной Наташей, а попытка охомутать машинистку пресекается Преображенским. Причём Шариков врёт ей про свои заслуги и служебное положение вовсе не из подлости, нет: просто перед ним пример Преображенского, которому служанка Зина трёт спинку именно из-за заслуг и служебного положения.
Но самое главное — Бобиков искренне и безрассудно влюблён в Зину. Апогей всего этого — сцена, когда Бобиков по-собачьи целует и даже лижет ножки спящей Зине, не решаясь разбудить её. «Собачье» происхождение Бобикова оборачивается наивной и чистой юношеской любовью, поклонением прекрасной даме. При этом сама прекрасная дама превращается из служанки в госпожу: служанкам ножки не целуют, а кроме того в «прошлой жизни» Зина выгуливала Бобикова на поводке и была его любимой хозяйкой.
В результате этого всего протагонист и антагонист у Латтуада меняются местами. В то время как профессор озабочен евгеникой, Бобиков в числе своих ценностей называет триаду «электричество — правосудие — искусство», упрекает профессора за дружбу с сильными мира сего. И все, включая Зину и Дарью Петровну, включая самого зрителя, Бобикову симпатизируют.
Преображенский же остается в одиночестве. Причём, его не понимает даже его верный ученик Борменталь, который в фильме изображён бездарностью и подхалимом. Он подлизывается к профессору из карьерных соображений. Профессор исповедуется Борменталю, анализирует свои ошибки, раскрывает душу, ищет дружеского понимания. Но Борменталь только услужливо наливает благодетелю вино, подносит спичку, отвешивает комплименты. Когда Преображенский называет его «будущим профессором» — расплывается в улыбке.
В конце концов, профессор переделывает Бобикова обратно в пса и остается совсем один. У него нет ни людей, которые любят его, ни людей, которые его понимают. Но самое важное — у него нет последователей. Детей нет, Борменталь – идиот, жилтоварищей и «народ» профессор высокомерно презирает.
Но и это еще не всё. Профессор проводит операцию именно в тот момент, когда Зина полюбила Бобикова. Фильм заканчивается плачущей Зиной. В эпилоге Бобик, лёжа у камина, признаёт профессора гением, но размышляет в том духе, что «ещё ничего не закончено, мы ещё посмотрим, кто кого».