Умберто Эко "Пражское кладбище"
Умберто Эко Пражское кладбище Роман
60 лет живой истории
Аннотация:
Действие романа «Пражское кладбище» разворачивается почти целиком во Франции, но последствия этой интриги трагически поразят потом целый мир. В центре событий довольно скоро окажется Россия, где в 1905 году была впервые напечатана знаменитая литературная подделка «Протоколы сионских мудрецов». В романе документально рассказано, чьими усилиями эта подделка была создана. Главный герой очень гадок, а всё, что происходит с ним, и ужасно, и интересно. Автор, строя сюжет в духе Александра Дюма, протаскивает затаившего дыхание читателя по зловонным парижским клоакам и по бандитским притонам, вербует героя в гарибальдийское войско, заставляет его шпионить на все разведки и контрразведки мира, в том числе и на русскую охранку, укрощать истеричек из клиники доктора Шарко, распивать пиво с Зигмундом Фрейдом, форсить бок о бок со Свободой на баррикадах и даже участвовать в сатанинской мессе. Одновременно, как всегда, Умберто Эко выдаёт читателю в оболочке приключенческого романа огромный заряд…
Эту книгу мне на день рождения подарила лучшая подруга. Я была очень довольна. Книги Умберто Эко – это всегда интересная история и разминка для ума. А книги Умберто Эко в бумаге – это ещё и шикарные иллюстрации.
Роман «Пражское кладбище» был написан в 2010 году. Как мне кажется, к 150-летию объединения Италии.
У меня роман оставил неоднозначное мнение, он объемлет такой большой пласт культурных и исторических событий, что рождает всё новые и новые мысли. И одни мысли перекрывают другие, а это сильно путает. Буду рассказывать по порядку.
Итак, в книге «Пражское кладбище» мы повстречаем множество героев: итальянцев и французов. Героев было так много, что время от времени я в них путалась. Что примечательно – все герои являются реальными историческими личностями, или же компиляцией из них. Все, кроме главного персонажа Симоне Симонини – он выдуман от и до. Отталкивающая личность, но именно он проводит нас через события, участником или творцом которых ему довелось стать.
В книге описывается промежуток времени с 1830 года по 1898 год. События, свидетелями которых мы становимся, не однозначны, да и Симонини видит, а значит и передаёт их отлично от общепринятых концепций.
Первая поразившая меня линия – гарибальдийское войско, освобождение и объединение Италии. Во-первых, читая об этом в романе я чувствовала, что мои представления о единой Европе летят в тартарары. И в этот самый момент я понимала, что в школе нужно проходить не только историю России, но и историю других стран мира. Сопоставляя, что было у нас и что было у них в одно и то же время, быть может мы бы лишились наконец этого комплекса неполноценности, заставляющего нас смотреть то на запад, то на восток в поиске пути развития. Так вот, оказывается Европа не такая уж и мирная, не такая уж и консервативная и не такая уж единая… Только ради этого озарения необходимо было прочесть «Пражское кладбище». К тому же, благодаря подробнейшим описаниям, мне теперь известно почти всё про различные революционные кружки: бомбистов, анархистов, террористов, гарибальдийцев и т.д. и т.п. После подробного описания пятой революции во Франции как-то переосмысливаешь революцию в нашей стране.
Вторая поразившая меня линия – мистицизм. Во второй половине книги эта линия выходит на первый план. Мистицизм во всех его проявлениях. Мы узнаем о масонах, о заговоре сионистов, о палладистах. Мы будем свидетелями творения этих мифов, а Симонини будет их творить, переплетая вымысел с правдой, конечно не своими руками, а руками своих «партнёров». Вторая половина книги не столь динамична, как первая, но дело спасает элемент головоломки. Автор предлагает нам сопоставлять различные исторические тексты, самим определяя, что является первоисточником, что повторённой ложью, а что замалчиваемой правдой. В кульминационной точке мы посетим чёрную мессу… этот эпизод прописан настолько сильно, настолько отвратительно, что, читая мне становилось физически плохо. Умберто Эко мастер!!!
И, в довершении ко всему, книга сдобрена несколькими историями с разведкой и контрразведкой.
Сквозной линией идёт идея антисемитизма. Бытового и всеобъемлющего. При этом антисемитизм в романе является формой ксенофобии. Симонини боится того, чего не понимает, и всю свою жизнь фабрикует документ, ставший известным как «Протоколы сионских мудрецов». Документ, послуживший причиной и отмашкой для травли евреев в XX веке. Именно на этот документ ссылается Генри Форд в своей работе «Международное еврейство. Важнейшая проблема мира». Именно опираясь на «Протоколы сионских мудрецов» в нацистской германии воспитывали антисемитизм и неприятие еврейства. И в то же время «Пражское кладбище» не оставляет места для кривотолков, доказывая, что этот документ является ничем иным, как фальсификацией. Кстати, «Протоколы сионских мудрецов» в 2006 году попали в Федеральный список экстремистских материалов.
Как видите, читать есть ради чего, но чтение здесь не развлечение, а тяжёлая работа. С книгами Умберто Эко всегда так. Читать их трудно, сам автор признаёт, что он применяет приём «отпугивания читателей», чтобы до конца добирались самые стойкие. Моя сестра говорит, что чтение это для высоколобых. Может она и права. Я, читая книги Умберто Эко, не редко чувствую себя непроходимой тупицей. Но, это же полезно, иногда ощутить себя глупцом.
И несколько слов о книге. Мне кажется, что «Пражское кладбище» было безумно интересно писать и сочинять. Вы только подумайте, насколько здорово придумать некоего персонажа, который бы ловко связал собой самые громкие события за, без малого, 60 лет! Как интересно сводить его с реальными людьми, как славно вписывать его в канву реальных!!! Допускаю, что писать «Пражское кладбище» было даже интереснее, чем читать его
Есть в «Пражском кладбище» множество вставок о кухне и кулинарии. У меня есть одна теория, выведенная лично мной. Звучит она следующим образом: если хороший писатель стал описывать кулинарию, значит он исписался. То есть идей у него остаётся всё меньше и меньше, и он прибегает к одному из самых простых методов отвлечения внимания – описание кулинарных секретов и изысков. Теорию я эту вывела после прочтения книги «Спектр» Сергея Лукьяненко. В «Пражском кладбище» этот приём появляется, посмотрим, что будет дальше: подтвердится моя теория, или будет опровергнута.
Как бы то ни было. Несмотря на то, что читать Умберто Эко тяжело, по прочтении его книг я всегда чувствую некое просветление и удовлетворение, словно бы после разгадки сложной головоломки.
Рейтинг книги 18+, детям читать не следует.
«Пражское кладбище» стоит прочитать если:
- Вы интересуетесь историей.
- Вас интересует вопросы антисемитизма.
- Вам нравятся авантюры.
- Вы очень терпеливый читатель.
«Пражское кладбище» не стоит читать если:
- Вам меньше 18 лет.
- Вы очень религиозны (ваши чувства верующего могут быть оскорблены).
Ах,какой отзыв! Его было так вкусно читать, что захотелось прочитать книгу. Я интересуюсь историей, очень люблю авантюры, даже почитаю про вопросы антисемитизма,но я ужасно, ужасно нетерпеливый читатель. Тем более это - Умберто Эко. Я помню, нам его рекомендовала профессор в университете как замечательного ученого-писателя. Его "Имя Розы", по ее словам, очень помогло бы нам сдать экзамен по Средним векам. Но я не смогла его прочитать...Возможно, надо чуть-чуть подрасти. Я вот до некоторых книг доросла, хотя раньше тоже не получалось с ними, как и с "Именем Розы".
А мне, Мари, кажется, что если автор начинает в своих романах описывать кулинарию( и вкусно описывать), то он очень талантлив, ведь не каждый сможет правильно преподнести блюда и напитки. И, ты, серьезно считаешь, что Умберто Эко исписался??