IPB Style© Fisana

Перейти к содержимому


Важное объявление

Для входа в блоги воспользуйтесь логином и паролем, который вы используете на www.kp40.ru

Обращаем ваше внимание, что личные блоги хоть являются личным пространством его владельца, и он волен устанавливать в нем свои порядки, но они должны подчиняться следующим общим для всех правилам:
  • запрещен мат, скрытый мат, грубые и бранные слова в заголовках блога, тегах и в первых 400 знаках текста;
  • запрещены любые нарушения законодательства РФ и сообщения, призывающие к его нарушению;
  • размещение коммерческих блогов, блогов компаний, общественных и/или политических движений, объединений и организаций осуществляется только через отдел интернет-продаж.
Если вас не устраивает чья либо манера общения в вашем блоге, вы можете самостоятельно запретить любому из читателей оставлять в нем комментарии. Как это сделать подробно рассказано здесь: Ограничение комментирования или "Черный список"





Фотография
* * * * * 4 голосов

Аркадий и Борис Стругацкие "Обитаемый остров"

Написано Mary_Selesta , 06 мая 2014 · 13 381 Просмотров

Аркадий и Борис Стругацкие Обитаемый остров фантастика Повесть
Аркадий и Борис Стругацкие "Обитаемый остров"

Массаракш или "мир наизнанку"

Аннотация
    Фантастическая повесть "Обитаемый остров" рассказывает о судьбе молодого землянина, человека XXII века, попавшего на неизвестную планету. Его космический корабль терпит крушение, и он оказывается один в совершенно чуждом ему, непонятном и враждебном мире. Много необыкновенных приключений приходится ему испытать, прежде чем он находит друзей и определяет своё место в этом странном мире.

    Люблю Стругацких, хорошо знакома с их произведениями, только вот поздние читать побаиваюсь - очень они депрессивные. Добралась до приключений Максима Каммерера и его обитаемого острова.

    К слову сказать, именно тома с приключениями Каммерера не хватает в моём собрании сочинений братьев Стругацких. Так случилось, что собрание сочинений я покупала сразу после выхода фильма Фёдора Бондарчука "Обитаемый остров", и просто не смогла отыскать этот том в продаже. Всё-таки экранизация, пусть даже не удачная, очень популяризирует первоисточник.

    Итак, о книге. Впервые повесть увидела свет в 1969 году в журнале "Нева", и это была очень отредактированная версия первоначального текста. Я читала публикацию 1992 года, в которой максимально убраны цензурные правки, и, в качестве бонуса, в конце есть комментарии Б.Н. Стругацкого почему и что менялось. Не могу сказать, что повесть изобилует антисоветчиной. И вообще, некоторые замечания редакторов мне кажутся смешными, необоснованными и т.д. и т.п.

    1969 год, умы фантастов беспокоит идея Контакта. Стругацкие идут дальше, они смотрят не просто на событие Контакта, они прогнозируют что случится при столкновении более развитой цивилизации, а значит более гуманной, с менее развитой, а значит с менее гуманной. Эта идея отражается и в "Трудно быть богом" и в "Беспокойстве" (начальный вариант "Улитки на склоне") и в "Парне из преисподней". Во всех этих произведениях Контакт - это не финальная точка, а точка отсчёта... В "Обитаемом острове" всё начинается с того, что Максим Каммерер "комсомолец XXII века" терпит крушение на планете, сильно отстающей в развитии от Земли. Ну и пошло-поехао, Максим ужасается положением дел и пытается в одиночку всё поправить. При этом, со свойственными комсомольцам удалью, максимализмом и недальновидностью.

    Книга интересная, но читая её я иногда не верила, что и это тоже Стругацкие. До этого их книги было либо восторженно-позитивные: "Страна багровых туч", "Понедельник начинается в субботу"; либо совсем уж отчаянно-депрессивные: "Хромая судьба", "Сказка о тройке". Здесь же удивительно переплетаются эти два ощущения. Местами повесть вселяет оптимизм, и ты восторгаешься, а местами наполняешься отчаянием. И всё смотрится очень наивно: и антиутопическое общество, и чёткое разделение на "плохой"-"хороший", а развязка просто расстроила. Как-то нелепо всё закончилось... всё беззубо и зря... чего-то не хватает... Где смысл? где столкновение цивилизаций? Почему Каммерер проходит через этот дикий мир, словно нож сквозь масло?

    И тут мне помог бонус в виде комментариев Б.Н. Стругацкого, там он отзывается о том, как возникла идея написания "Обитаемого острова":

    "Очень хорошо помню, как, обескураженные и злые, мы говорили друг другу: "Ах, вы не хотите сатиры? Вам более не нужны Салтыковы-Щедрины? Современные проблемы вас более не волнуют? Оч-чень хорошо! Вы получите бездумный, безмозглый, абсолютно беззубый, развлеченческий, без единой идеи роман о приключениях мальчика-е...чика, комсомольца XII века..."

    Всё встало на свои места! Вот оно что, это не история о всемирной несправедливости, это развлеченческий роман о приключениях комсомольца XXII века. Вот откуда эта нелепость и наивность. Наверное, если бы я знала предпосылки написания повести, то и отнеслась бы к ней по-другому. Не искала скрытые смыслы и двойное дно.

    В свете "развлеченческой литературы" это действительно очень хорошая повесть. Написанная хорошим языком, выдуман необычный мир, и всё-же на эту конструкцию нанизано несколько идеологических бусинок, но их мало от того произведение и воспринимается как простое.

Резюме:
Эта книга о дружбе, и максималистской глупости, свойственной молодым людям.

«Обитаемый Остров» стоит прочитать если:
  • Вы хотите отдохнуть от повседневности и окунуться в необычный мир.
  • Вы не ждёте от книги заумных идей и долгого «послевкусия»
  • Вы привыкли читать книжные сериалы, и вдруг обратили своё внимание на советских авторов.
  • Вы любите миры антиутопии.

«Обитаемый Остров» не стоит читать если:
  • Вы ждёте от него какой-то мега идеи.
  • Это первое произведение братьев Стругацких, с которым Вы собираетесь познакомиться.





Да....пожалуй

после Вашего резюме - сэкономлю кучу времени)))

Смотрел фильм - тоже запала мысль - а в чём смыл? Подумал даже может кто из Голливуда снимал)))

Спасибо огромное Мари за свои мысли и рецензию!

  • Жалоба

ну и бред!!! Считаете, что только классика имеет право на жизнь? А почему Вы живёте в городе, где смысл существования, исходя из Ваших теорий, практически сводится к нулю.А между прочим, деревня в итоге кормит всех горожан. Ну а если хотите мега идеи, почитайте "Капитал", Вам понравится. Под таким девизом многие умники до сих пор выставляет себя сверхумниками. А больше всего поражает абстракционизм: НИКТО в этих картинах НИЧЕГО не понимает, но все с умным видом рассказывают о том, какие чувства они в них увидели. Они подписывают себе диагноз, распознавая эти картины? Ведь практически все авторы были больны шизофренией.

  • Жалоба
Фотография
Darth Vader
07 мая 2014 00:51
Гость, вы смысл вкладывали в свой комментарий? ;)
  • Жалоба
Фотография
Mary_Selesta
07 мая 2014 04:10

Гость, мне был бы интересен Ваш взгляд, и Ваше восприятие этого произведения. Мне лишь показалось, что "Обитаемый остров" не является лучшим произведением Братьев Стругацких.

К тому же я причисляю Стругацких к классикам советской фантастики, так что здесь мимо :)

  • Жалоба

Смысл жить в городе?

-в нём есть жизнь.

Российская деревня кормит город?

-очень сомневаюсь, себя то еле кормит...и приходит в упадок. Число исчезнувших деревень на карте России за последний год - меня просто потрясло.

Я - сверхумник?

- :lol: :lol: :lol: (Дикий хохот в зале).

  • Жалоба

Для тех, кто в силу каких-либо причин, еще не читал это произведение, рекомендую, не зависимо от рекомендаций уважемой Mary, прочесть его просто потому, что это - Стругацкие (если, конечно, нет стойкого отвращения именно к этим авторам). А также (для тех, кто не спец в библиографии Стругацких) хочу отметить, что "Обитаемый остров" - это первая книга трилогии. Далее "Жук в муравейнике" и "Волны гасят ветер". Эти книги явно не "развлеченческий роман о приключениях комсомольца XXII века". Но без первой части, следующие книги будут, как бы не в "контексте".

  • Жалоба
Фотография
Mary_Selesta
07 мая 2014 06:44

mason, про "Обитаемый остров" не соглашусь с Вами :)

"Обитаемый остров" это действительно первый из романов "Каммереровского цикла", но это шестой! роман, посвящённый миру Полудня. Две последних части недописанной тетралогии: "Жук в муравейнике" и "Волны гасят ветер" можно читать в отрыве от "Обитаемого острова", ничего, кроме главных героев и нескольких ссылок на планету Саракш их с первой частью не связывает.

 

Соглашусь с Вами что "Жук в муравейнике" и "Волны гасят ветер" не являются "развлеченческим романом о приключениях комсомольца XXII века". Но, обращу Ваше внимание, я в данной рецензии о них ни разу и не упомянула. "Жук в муравейнике" будет через недельку :)

 

И ещё раз скажу свою мысль. "Обитаемый остров" не самое лучшее произведение Стругацких, на мой взгляд. И начинать знакомиться с их творчеством с "Обитаемого острова" я не рекомендовала бы.

  • Жалоба

Mary, то, что "Обитемый остров" не лучшее их произведение-согласен. Начинать знакомство с товорчеством Стругацких с этого романа, может быть и не стоит, но явно и не стоит начинать с романов типа "Улитка на склоне" или же "Гадкие лебеди"-особенно  современному нечитающему поколению.

И все же считаю, что трилогию лучше читать не по отдельности, т.к. их объединяет не только главный герой, а тема того, насколько морально одной цивилизации влезать в дела другой, пусть и с благими намерениями. Хотя, это упрощенно, т.к. объединяющее эту трилогию, это тема другого и более долгого обсуждения.

  • Жалоба
Фотография
Mary_Selesta
07 мая 2014 08:11

mason, как раз дело в том, что эти объединяющие идеи объединяют не только "Каммереровский цикл", а все романы о мире Полдня XXII века. Если "Обитаемый остров" рассматривать в контексте трилогии, то это первая часть, проигрывающая двум последующим. Если рассматривать в контексте цикла романов о мире Полудня, то этот роман сильно выбивается, как раз своей разудалостью и разухабистостью без какой-бы то ни было задней мысли. Если "Обитаемый остров" рассматривать, как отдельное произведение, что вполне можно, т.к. этот роман абсолютно завершён и не зависит от других, то это обычные приключения очень наивного героя, который рубит с плеча и не задумывается ни о чём... ну вот только маму жалеет, которая переживает о его исчезновении.

Вот это-то несоответствие и мешало моему восприятию. Видимо, я ставила высокую планку.

Кстати, "Гадкие лебеди", это второе произведение Стругацких, прочитанное мной. Сразу после "Понедельника начинается в субботу". Мне было 15 лет, и мне очень понравилось, хотя и печально.

  • Жалоба

Да, "Гадкие лебеди" - это было печально, пока в моем восприятии "мокрецы" не поменялись с плюса нам минус". Это теперь - это страшно.

  • Жалоба

Хорошая и точная критика произведения, спасибо! На мой взгляд, самое важное из отмеченного - это наивность книги. Должен сказать, наивность в большей или меньшей степени присуща и другим произведениям Стругацких. Наивность, или даже, я бы сказал, чёрно-белость, практически без полутонов. Моя гипотеза состоит в том, что эта наивность является отражением состояния, в котором находилось советское общество в период творчества писателей.

 

Отдельно хочется сказать про экранизацию. Честно говоря, очень ждал её, но мне фильм не понравился. Не понравилась визуализация образов. Неправильно они визуализированы, это моё глубокое убеждение. Приведу пример. Все помнят, наверное, атомный танк. Я очень ждал момент появления атомного танка в фильме. Воображение рисовало этакую грандиозную махину, совмещающую в себе атомный реактор и боевую часть. Каково же было моё разочарование, когда под видом атомного танка подали совершенно обычный, дымящий выхлопными газами танк, ревущий обычным двигателем. Ну что же это такое, друзья? Это обман, это не атомный танк. Другой пример - подводная лодка. Здесь переиграли в другую сторону - в фильме лодка настолько велика, что похожа скорее на затопленный авианосец. С первого взгляда ясно, что такая лодка никогда не смогла бы плавать. Голованы тоже не понравились. В общем, из всех экранизаций Стругацких мне пока больше всего нравится снятый в конце восьмидесятых Тарковским "Сталкер" ("Пикник на обочине").

  • Жалоба
Фотография
Mary_Selesta
07 мая 2014 09:07

stas_k, во многом согласна, по мне - так ранние произведения у них ура-патриотичны. И соглашусь с Вами, что их произведения отражают внутренний мир авторов, можно отслеживать их разочаровывание в жизни.

Из экранизаций мне больше всего нравятся "Чародеи", пусть это и по мотивам :)

  • Жалоба

Я бы не стал так уж всерьёз относиться к позднейшим комментариям Бориса Стругацкого. Есть такое впечатление, что его личные оценки их совместного с Аркадием творчества несколько... э-э-э... ближе к "злобе дня", как он ее понимал на момент высказывания, нежели к их общим первоначальным замыслам.
Впрочем, того, что ОО - повесть о юношеском максимализме (и имя главного героя не случайно))) это не отменяет.

...Мари, Вы не застали времена городского КЛФ в Калуге?

  • Жалоба
Фотография
Mary_Selesta
07 мая 2014 14:36

Samuel, к сожалению не довелось.

  • Жалоба

А с чего стоит начинать знакомство со Стругацкими?

  • Жалоба

Где смысл? где столкновение цивилизаций? Почему Каммерер проходит через этот дикий мир, словно нож сквозь масло

 


Столкновения цивилизаций здесь быть не может - не с кем сталкиваться.
Цивилизация Саракша еще элементарно не доросла, чтобы сталкиваться с изображенной земной. Даже субъекта столкновения для нее не существует (вспомним их космологию).
Сталкиваться она может с отдельными представителями человечества. И два случая там описаны, один - косвенно, все больше за кадром, второй - весьма подробно.

А вот столкновение морали, этики разных цивилизаций там как раз показано неплохо. И то, как выход за рамки пространства привычных межчеловеческих отношений начинает влиять на вчерашнего школяра Мира Полудня - тоже. Максим в финале ОО делает первые шаги по той дороге, которую вкратце сам же и упоминает в начале "Жука в муравейнике":
"Надо самому пройти через сумерки морали, увидеть кое-что собственными глазами, как следует опалить собственную шкуру и накопить не один десяток тошных воспоминаний, чтобы понять наконец, и даже не просто понять, а вплавить в мировоззрение эту, некогда тривиальнейшую мысль: да, существуют на свете носители разума, которые гораздо, значительно хуже тебя, каким бы ты ни был... И вот только тогда ты обретаешь способность делить на чужих и своих, принимать мгновенные решения в острых ситуациях и научаешься смелости сначала действовать, а потом разбираться".

Насчет "как нож сквозь масло" - это преувеличение, конечно: Максиму не раз просто везло, и сильно. Но вместе с тем тут видна некая параллель с рассуждениями в гораздо более поздней книге другого автора - "Танцы на снегу" Лукьяненко: на определенном этапе развития один человек может стать силой, способной влиять на события в несоразмерном, даже - планетарном, масштабе. Словно легендарный богатырь, который в одиночку одолевал целые полчища врагов. У С.Л. это достигается генной настройкой до рождения и специальным воспитанием - сразу после оного. Ну а у Стругацких - это просто средний уровень обыкновенного парня светлого коммунистического мира. Поэтому Максим и вправду временами идет по Саракшу как былинный воитель - его не берут ни пули, ни радиация, ни психоволны, ни человеческая злоба и ненависть...
  • Жалоба
Фотография
Mary_Selesta
08 мая 2014 06:00

Samuel,

С чего стоит начинать знакомство со Стругацкими - очень хороший вопрос. Дело в том, что творчество Стругацких многогранно, и всё на высоком уровне. Это даёт простор в рекомендациях. Стоит лишь узнать предпочтения, и сразу возникает рекомендация. Для любителей детективов - это определённо "Отель у погибшего альпиниста". Для любителей антиутопий - "Сталкер", для любителей космоопер "Страна багровых туч". Для студентов: "Понедельник начинается в субботу". Просто стоит подобрать произведение близкое по жанру.

 

По поводу столкновения моралей... мне показалось, что описанное в "Обитаемом острове" очень похоже на то, что происходит с молодым человеком, впервые столкнувшимся с реальным миром. Это ломка мировоззрения. Но и ломка проходит как-то лубочно. Они другие- они в меня стреляют - они убили моего друга.

 

Главному герою "Танцев на снегу" как раз пришлось натерпеться, если посмотреть его биографию, и биографию Максима, то Тиккирей Фрост натерпеля большего. С другой стороны он и жил в достаточно жестоком мире.

  • Жалоба
Фотография
Viktorch1311
08 мая 2014 06:02

Samuel - в самую точку, особенно последний абзац - полностью сходные впечатления.

 

Вы не застали времена городского КЛФ в Калуге?

Мой дядя принимал в нем довольно активное участие, интересный "мундир" имелся :) , он еще потом принимал активное участие в организации "Что, Где, Когда-шных" мероприятий в городе - если Вы догадываетесь о ком я веду речь ;)

  • Жалоба

По моему мнению, сравнивать/сопоставлять произведения АБС следует в том случае, если мысленно создаёшь картину Мира Полудня . Тогда намёки-герои-события выстраиваются в цепочки - сомкнутые(чёртова дюжина) или разомкнутые (планетологи/перестарки). Если цель чтения - получение удовольствия от перипетий сюжета - начинать читать Братьев  лучше даже с рассказов, так к их языку адаптируешься быстрее (изд-во 1992 года - белое издание). 

  • Жалоба

Mary, спасибо за уже вторую отличную рецензию, однако позвольте с Вами не согласиться.

1. Обитаемый остров  - не наивный приключенческий роман, а роман, написанный от лица наивного героя.

2. Что меня поразило в романе: 1. - Выродки "гнобят" выродков, даже если находятся в правительстве и должны, с моей точки зрения, поддерживать своих, однако мыслящие люди не нужны власти.

2. В одном из диалогов- очередные оппозиционеры говорят М.Каммереру: а не надо взрывать вышки мы их перепрограммируем  и будем внушать людям правильные идеалы и общество станет хорошим, лояльным -Ничего не напоминает?  К чему приводят все революции - к смене власти с продолжением зомбирования людей. 3 -Разговор в конце романа Максима со "Странником" То что второй пытался поменять длительно путем переговоров и мягкого воздействия  второй попытался изменить одним махом со свойственным ему "задором и оптимизмом". В конце романа герой понял  -что не прав  - не он изменил мир. Этот мир поменял его, его мировоззрение и идеалы и черное не всегда  - черное, а белое - белое......

Ведь деятельность М.Каммерера  привела к концу времени КСП (капитанов свободного поиска) мира Полудня.

P/S. "Обитаемый остров" - один из нелюбимых мною романов братьев Стругацких, но именно  экранизация заставила перечитать его вновь. С чего начать знакомство  - наверное "Трудно быть Богом", а закончить  - "ОЗ" - Отягощенные злом. Это  мои любимые вещи. Настоятельно рекомендую. 

  • Жалоба
Александр
13 мая 2014 10:31

Дамы и господа в этой книге заложен огромный смысл. Так словно Стругацкие при написании этой книги предвидели современное развитие событий в России.

Ну посмотрите сами: вместо зомбирующих вышек - СМИ, вместо неизвестных отцов - вожди.

В людях взращиваю хищную воинственность, люди считают, что кругом все выродки. (и когда Максим спрашивает Гая за что вы так ненавидите выродков тот отвечает: "Не знаю ненавидим и все. Раньше они нам подчинялись, а теперь нет!) Не это ли риторика современной России?

  • Жалоба
Фотография
Mary_Selesta
13 мая 2014 17:09

Александр, боюсь, что СМИ были и во времена написания "Обитаемого острова", да и в "Вождях" дефицита не было... так что это не предвидение, скорее это кривое зеркало, которое выпячивает "хищную воинственность" общества.

  • Жалоба

Главному герою "Танцев на снегу" как раз пришлось натерпеться, если посмотреть его биографию, и биографию Максима, то Тиккирей Фрост натерпеля большего. С другой стороны он и жил в достаточно жестоком мире.

Применительно к "Танцам на снегу" я имел ввиду не Тиккирея, а "фагов"-"джедаев".

Что же касается выбора книги для знакомства - лично я бы посоветовал идти по хронологии. Так интереснее - видишь, как менялось литературное мастерство авторов, как смещался фокус их внимания, темы и проблематика. Разумеется, ярко выраженные циклы типа "Обитаемый остров"-"Жук в муравейнике"-"Волны гасят ветер" лучше читать подряд.

  • Жалоба

Samuel - в самую точку, особенно последний абзац - полностью сходные впечатления.

 

Вы не застали времена городского КЛФ в Калуге?

Мой дядя принимал в нем довольно активное участие, интересный "мундир" имелся :) , он еще потом принимал активное участие в организации "Что, Где, Когда-шных" мероприятий в городе - если Вы догадываетесь о ком я веду речь ;)

Я могу вспомнить как минимум двух активных представителей КЛФ, которые потом не менее активно участвовали в городском ЧГК.
Один из них служил некоторое время в налоговой полиции, а другой - работал в управлении одной федеральной конторы, которым командовал его однофамилец. :-)

  • Жалоба
Фотография
Kopilchukin
26 авг 2023 12:50

Есть так много разных способов заработать и я хочу с вами ими поделиться обязательно Melbet зеркало 1xbeT зеркало тут очень много интересных варинтов появилось совсем недавно стоит их все опробовать обязательно как по мне

  • Жалоба

Март 2024

В П В С Ч П С
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627 28 2930
31      

пользователей просматривает

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Поиск по блогу

Блоги моих друзей

Последние посетители

  • Фотография
    politik227
    24 дек 2023 - 15:32
  • Фотография
    Kopilchukin
    26 авг 2023 - 11:56
  • Фотография
    Владимир
    09 мар 2017 - 13:05
  • Фотография
    Россельхозбанк
    09 мар 2017 - 12:59
  • Фотография
    Антипсай
    26 ноя 2016 - 21:49