Питер Хёг "Смилла и её чувство снега"
Питер Хёг Смилла и её чувство снега Детектив
Вундервафля
Аннотация:
Она читает снег, как раскрытую книгу. Она верит числам, но не верит людям. Особенно - официальным лицам, тем, кто пытается ей доказать, что мальчик-гренландец просто играл на крыше и случайно сорвался вниз. Потому что она знает, как сильно он боялся высоты. Потому что следы на снегу ведут прямо к краю. И это не следы играющего ребенка. Она - Смилла Кваавигаак Ясперсен, полудатчанка-полуэскимоска, родившаяся в Гренландии, живущая в Копенгагене. Для нее с этой смерти начинается поиск ответов на вопросы, поставленные недомолвками, голосом на старой кассете, полосами на рентгеновском снимке. Поиск, который уводит ее все дальше: город - море - лед.
В одном из рейтингов книг, под названием «Свежая «пятёрка» Оскара Кучеры» наткнулась на упоминание данной книги, упоминание было довольно вкусным:
«Почему рекомендую? Не знаю, трудно сказать. Это просто хорошая литература. Это ещё один потрясающий скандинавский автор, написавший роман от первого лица – от лица женщины. История необычна уже этим».
После творчества Стига Ларсена, признаюсь, меня заинтересовали скандинавские авторы, книга казалась лакомым кусочком, и я приступила к прочтению
Первое, на что я обратила внимание – книга не такая уж «свежая», написана она в 1992 г., на русский язык впервые переведена в 1998 г. От года написания, соответственно и реалии «современной» жизни не слишком современны. Но эта путаница быстро пропадает, и ты окунаешься в атмосферу Копенгагена 1992 г.
Повествование начинается с подозрительной смерти, которую главная героиня книги начинает расследовать. Завязка неспешная, размеренная, как у хорошего детектива. Но дальше смысл повествования постепенно теряется, подменяется чем-то другим. К середине книги ты уже смутно понимаешь из-за чего весь сыр-бор. К концу книги об этом забывает и автор. Конечно же мы получаем ответ на вопрос: «Кто же убийца?», только вот после убийства столько всего накручено, что личность убийцы не так уж и интересна.
Главная героиня книги Смилла Кваавигаак Ясперсен. По маме гренландка, по папе датчанка. Повествование идёт от её лица, а значит, всю книгу мы являемся свидетелями сравнения жизни гренландцев и датчан. Смилла Кваавигаак Ясперсен дама не однозначная, это один из лучших специалистов мира по снегу, льду и всему что с этим связано, но при этом живёт на социальные пособия и финансовую помощь отца. По своим умениям и способностям может дать фору Джеймсу Бонду. Может выжить и в огне и в ледяной воде, просочиться в любую дырочку, прочесть следы по снегу, ориентироваться в пространстве без компаса, быстро оправляется после травм, но в то же время неуклюжа и забывает снять револьвер с предохранителя.
Что любопытно и обще для прочитанных мною, скандинавских авторов: в книге нет портретных описаний героев. Мы знаем: на чём персонажи передвигаются, какую марку одежды предпочитают носить и в каком ателье обшиваться, в какой булочной едят круассаны по утрам, но из портрета максимум, на что мы можем рассчитывать, так это на рост, вес и цвет волос. Не могу сказать хорошо это или плохо, просто не привычно. Ещё одной объединяющей скандинавских авторов ниточкой является упоминание второй мировой войны. Это удивительно, ведь скандинавов война почти не коснулась, однако книга за книгой идёт обращение к этому времени.
Книга перенасыщена персонажами, в которых легко запутаться. Очень много отсылок к географическим точкам: это и сложно произносимые улицы Копенгагена и совершенно не произносимые названия гренландских деревушек и мест. В конце концов глаза учатся проскакивать эти названия.
Ещё одна характеристика книги: невозможно определить её жанр. Это детектив, и в то же время приключения, и боевик, и история о различии культур, и социальная литература. Тут даже элементы фантастики есть. Этакая вундервафля. Очень похоже на то, что некий кулинар решил приготовить блюдо и приправить его всеми специями, что оказались под рукой. Результат сомнителен, но зато охвачена аудитория и тех, кто любит сладкое и тех, кто любит солёное. Как на мой вкус, то я бы убрала фантастическую составляющую, чуть уменьшила боевиковую часть, но побольше добавила от старого доброго детектива. И тогда вполне могла бы получиться социальная история, рассказанная на детективном фоне.
Потратила на чтение три недели. Замечательное средство от бессонницы, скажу я вам
«Смилла и её чувство снега» стоит прочитать если:
- Вам интересен другой подход к литературе.
- Вы фанатеете по Питеру Хёгу.
- У вас проблемы с засыпанием (принимать в качестве лекарства).
- Вы не готовы продираться сквозь персонажей и географию.
- Вы не разделяете точку зрения, что скачущий, как заяц, сюжет это круто.
- Вы трепетно относитесь к жанровой чистоте книг.
Ммм... видимо после "Девушка с татуировкой дракона" ага? (в оригинале там другое название..."мужчины не любящие женщин" вроде). Кстати и там есть отсылка ко второй мировой войне - видать это что-то личное у автора.
Фишка в доскональном описании вещей и предметов, которыми пользуются персонажи - это игра на вашем воображении! Т.е. описывая вещи, одежду и предметы быта - я характеризую героя так, вы по-своему, кто-то третий - совсем по другому...Смысл в том, что мы сами можем наделить героев теми или иными чертами...т.е. злодей нам никогда не станет симпатичем, а главный герой (какой бы он не был растяпа) - будет самым милым на свете))).
Что такое есть "вундервафля" - не понял?